varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2010-12-30 08:46 pm

Гродно. Часть 4: разное и вечернее.



В заключительной части - во-первых, о том, что не влезло в предыдущие три: железнодорожности и деревянное зодчество.
А во-вторых - прогулка по вечернему Гродно, который очень хорошо освещен и местами неплохо подсвечен.

Еще в первой части мы остановились у монастыря Бригиток, который апсидой глядит на овраг с железной дорогой. Это граница исторического центра, и снаружи въезд в Старый город выглядит так:



Слева - главный в Гродно торговый квартал с неожиданно масштабным для Белоруссии рынком, а справа - автовокзал:



Как мне показалось, здание польской постройки - по крайней мере в межвоенных вокзалах Западной Беларуси необарочный детали поляки очень любили. А может - сталинка с местными элементами. Как бы то ни было, здание в своём жанре нетипичное. Ныне это пригородный автовокзал, а междугородний сотней метров дальше от улицы. Надо заметить, что опрятные снаружи автовокзалы изнутри грязные и облезлые.
Дальняя часть улицы застроена вот такими сталинками, которые в темноте еще и очень красиво подсвечены двумя цветами - но заснять я почему-то забыл (хотя ведь мог!). Это парадный въезд в Гродно с востока, в том числе со стороны Минска.



Теперь поднимемся на мост, с которого в сторону Немана открывается вот такой вид:



Обратите внимание на четыре рельса - дорога ведёт в Польшу, поэтому здесь совмещенная колея: "русская" (1524мм) и "стефенсонкая" (1435мм). До польской границы от Гродно всего 15 километров, а Белосток ближе, чем Минск.
Я зачем-то направился вдоль железной дороги, надеясь выйти к берегу Немана. Мимо парных водонапорок начала ХХ века:



По крутому берегу оврага, за которым раскинулся рынок, огромные размеры которого и стихийная торговля за пределами официальной территории заставили вспомнить Украину:



Впереди - железнодорожный мост через Неман:



Но адекватных спусков не нашлось, ехать с горы на пятой точке не хотелось, да еще и бродили какие-то очень стрёмные мужики невыясненного назначения - поэтому я пошёл назад, сделав пару кадров с края обрыва. Редкие в Гродно новостройки по разные стороны Немана:



И огромное католическое кладбище с часовней:



На обратном пути я вдруг вспомнил, что хотел сходить на вокзал посмотреть на польскую электричку EN-57, курсирующиую между Гродно и Белостоком - она отправлялась в 11:25. Глянул на часы - было 11:28. "Обидно" - подумал я, и вдруг услышал в овраге стук колёс. Э, так вот же она!



Кстати, обратите внимание, как именно совмещены две колеи - электричка идёт только по "стефенской", по внешнему левому и внутреннему правому рельсам. Ну а мораль для любителей железных дорог такова - через несколько минут после отправления эту электричку можно заснять с путепровода в районе автовокзала. Кстати говоря, единственная электрифицированная линия подходит к Гродно именно из Белостока, в то время как по Беларуси - только дизели.

Другой интереснейший пласт - деревянный Гродно. Вообще, я кажется всего второй раз сталкиваюсь с не-российским деревянным зодчеством (первый - деревянная Финляндия в Выборге и Сортавале). В Гродно целый район деревянных домов сосредоточен между Городницей и Коложей, и заслуживает отдельного осмотра. Но из-за короткого дня я здесь ходил только в темноте. Типичные деревянные дома в Гродно выглядят так:





Но самое потрясающее здесь - это деревянный конструктивизм. Такой вот оксюморон - в России хоть отбавляй и конструктивизма, и деревянного зодчества, но почти нигде не увидеть их сочетания:







Да и есть ли такое где-то еще в бывшем СССР, кроме Гродно? Не уверен. Вообще же, по духу этот город очень северный, и дремучие хвойные леса, покрывающие большую часть Гродненской области, усиливают это впечатление.

Ну а в завершение просто погуляем по вечернему городу. Все места уже знакомы по прошлым постам, но в темноте выглядят несколько иначе. Вообще, я не стал бы делать выводов, что здесь так светло потому, что это не Россия. В Пскове темно и подсветки почти нет, в Мурманске при хорошей освещенности вообще нет подсветки, в Тюмени и то, и другое на порядок круче, а больше нигде в России я не делал капитальных прогулок в тёмное время суток. Как бы то ни было, город может быть хорошо освещен и без Хорошего Человека у Власти.



Купидончк на Советской уже был на заключительном кадре поста про Городницу. На заднем плане - Горком, так и не попавший ни в один кадр с площади Ленина.



Вот так пешеходная Советская выглядит рано утром: подсветка выключена, но ярко горят фонари и новогодние гирлянды:



А вот так - вечером:



С подсветкой белорусы почему-то не проявили свойственного им порядка, и в единую картину подсвеченные дома здесь не складываются. Но отдельные здания вечером разглядывать лучше, чем днём:





Витражи торгового центра в начале Советской:



Но особенно величественен в темноте костел Франциска Ксаверия:



На фасаде - Рождество:



Фара и фары, Баториевка и хрущовка:



Иллюминация на площади:



Лирика у драмтеатра:



Спуск к Неману. А вот оба замка и Коложа почему-то не подсвечены. Да и театр должен по идее светиться разными цветами, но в этот раз его освещали лишь фонари.



Теперь пройдемся по улочкам Старого города. Утром, без подсветки, они выглядят так:



А в вечерней подсветке - уже так:



Монастырь бригиток - чёрный призрак над белой оградой:



Но самое сильное зрелище - сияющий костел Франциска Ксаверия над Старым городом:



Впрочем, самая яркая подсветка оказалась почему-то у экс-Базилианского монастыря, при том что Новый замок (за моей спиной на этом кадре) в потёмках:





Неплохо освещена и Городница из-за своего соседства с административными зданиями:







В общем, таким я увидел Гродно - Королевский город. На мой взгляд, по своему историческому наследию это третий город Западной Руси после Львова и Каменца-Подольского, и пожалуй из этой тройки он лучше всего сохранил дух Речи Посполитой. Но всё же не могу отделаться от ощущения "хорошо-но-мало". Здесь хочется остаться на несколько дней - но чтобы исходить вдоль и поперёк исторический центр, мне чуть-чуть не хватило самого коротко дня в году.

В следующих частях отправимся в глубинку Чёрной Руси, и начнём с Мира и Несвижа - крупнейших и красивейших замков всей Западной Руси, принадлежавших самому влиятельному польско-литовскому роду - Радзивиллам, что были богаче королей.

Но это уже в 2011 году, с наступлением которого всех и поздравляю!




ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Мир.
Несвиж.
Города и веси.
Лида. После Дожинок.
Ивье. Столица литовских татар.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-12-30 06:26 pm (UTC)(link)
деревянный конструктивизм потряс - финский стиль прям какой-то :)

Электричка на двойной колее бесподобна - я знал о существовании такой фигни, но как она выглядит, не представлял.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 07:18 pm (UTC)(link)
Да, я об этом тоже много слышал, но увидел впервые.
Более того, подробности разглядел на фотографии - а там кое-как вообще успел ее "поймать".

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-12-30 07:19 pm (UTC)(link)
повезло, словом :)

[identity profile] alryk79.livejournal.com 2011-01-06 12:51 pm (UTC)(link)
И всей этой красоте приходит капец- городские власти решили ее застроить. Кстати район называется Новы Свет.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:37 pm (UTC)(link)
Строго говоря, большинство деревянных одноэтажных домов в Гродно (ну, тех, которые еще не перестраивались), выглядят как обыкновенные деревенские дома, которые можно посмотреть на фото Новогрудка:)

[identity profile] trohy-snihu.livejournal.com 2010-12-30 06:30 pm (UTC)(link)
>>>и пожалуй из этой тройки он лучше всего сохранил дух Речи Посполитой

дьік, речь посполита разная есть. польша подроссийская, польша габсбургская, "земли одзьісканьі".

во-львове условно-польского намного больше, но оно почти все австро-венгерского происхождения.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 07:20 pm (UTC)(link)
Нет, Речь Посполитая - это конкретное государство. То есть, всё созданное поляками в составе России, Австро-Венгрии и Германии к Речи Посполитой уже никакого отношения не имеет. Равно как и не всё в Речи Посполитой польское, так как она была многонациональной.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ

[identity profile] trohy-snihu.livejournal.com 2010-12-30 07:40 pm (UTC)(link)

а, под "Речь Посполитая" имелось ввиду "Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego" а не "Rzeczpospolita Polska"

Re: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ

[identity profile] trohy-snihu.livejournal.com 2010-12-30 07:49 pm (UTC)(link)
..и тем более не "Polonia"

Re: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 09:38 pm (UTC)(link)
Ну да, в российской историографии под "Речь Посполитая" имеют в виду государство, образовавшееся в результате Люблинской унии и ликвидированное Вторым разделом. То есть, все остальные варианты конечно тоже известны, но "по умолчанию" имеется в виду именно эта Речь Посполитая.

Re: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ

[identity profile] trohy-snihu.livejournal.com 2010-12-30 09:54 pm (UTC)(link)

в украинской традиции каждое независимое польское государсто после люблинской унии - "річ посполита", а "Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego" - "перша (первая) річ посполита".

Re: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 09:57 pm (UTC)(link)
Ну вот первая - она как бы по умолчанию.
"Вторая Речь Посполитая" (о межвоенной Польше) тоже есть.

[identity profile] aramis7.livejournal.com 2010-12-30 06:34 pm (UTC)(link)
интересно)

[identity profile] frankensstein.livejournal.com 2010-12-30 06:47 pm (UTC)(link)
Подсветка хрущевок - это нечто. Вот уж не думал, что такое бывает.
А покрашенные водонапорные башни выглядят приятно. Таких башен полно и у нас, но почти везде они стоят в первоначальном виде без штукатурки.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 07:20 pm (UTC)(link)
Ну центральная площадь всё-таки, хотя и хрущобная.
А покрашенные водонапорки я всё-таки не только там видел.

[identity profile] schelkunov.livejournal.com 2011-01-01 07:38 am (UTC)(link)
У нас в Витебске также на некоторых хрущёвках подсветка есть. Причём выглядят они от этого даже стильно, не то, что днём.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:38 pm (UTC)(link)
Сколько я себя помню (т.е. года с 1975-го) эти башни были "под штукатуркой". А вот нормальную краску на них потратили только несколько лет назад.

[identity profile] bolshoymike.livejournal.com 2010-12-30 11:33 pm (UTC)(link)
Сколько жителей в Гродно? Очень уютно выглядит городок, не в пользу российских аналогов. Захотелось туда съездить. Спасибо за рассказ.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 04:53 am (UTC)(link)
320 тысяч. Аналоги - Смоленск, Вологда.
Кому что ближе. По мне так тот же Смоленск ничем не хуже, кроме наружной рекламы.

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2010-12-31 09:07 am (UTC)(link)
ну Россия страна бааальшая и "аналоги" совершенно разные - от степени благосостояния региона зависит (и от степени вменяемости его главы и городского головы), вообще белорусы по сравнению с русскими и украинцами традиционно отличались большей склонностью к порядку и чистоте - факт!, хотя лично мне Минск напомнил мой родной Воронеж 80-х - бедненько, но чистенько (ни реклам, ни питейно-кофейных заведений, ни торговых центров с магазинами, ни боулинг-клубов - ну вообще ничего!, хотя местные говорят что кое-что имеется, но крайне мало), т.е. чистота какой то армейщиной попахивает...
хотя - кому как...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 06:27 pm (UTC)(link)
Ну, Большоймайк живёт в не слишком весёлом городе Березники...

[identity profile] yapet.livejournal.com 2011-01-03 07:49 am (UTC)(link)
Гродно - самый интересный город в РБ, советую однозначно.

[identity profile] periskop.livejournal.com 2010-12-31 12:18 am (UTC)(link)
Спасибо за ж-д детали, очень здорово, особенно польская электричка на 4-ниточной колее. Было бы здорово, если бы ты вы поездках старался фиксировать ещё и ж/д вокзалы и их внутренности, не только синагоги и крепости :)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 04:54 am (UTC)(link)
Ну, я ведь не специалист в этой теме. Поэтому фотографирую то, что мне кажется интересным: вокзалы с запоминающейся архитектурой, особенно живописные линии, транспортную экзотику.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:57 pm (UTC)(link)
Кстати, за водонапорными башнями если пройти не по Свердлова, а свернуть налево, есть дома польской постройки, как многоквартирный, так и "особняки" (в советские времена в них жили военные, как правило). А напротив - железнодорожная больница, емнис, тоже историческое здание, правда, уже не помню, дотянулись ли до нее ручки "реставраторов". То, что пристройки приляпали, это точно, а вот насчет самого здания, насколько его "улучшили", не знаю.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:43 pm (UTC)(link)
Угу, в Гродно был потрясающий старый вокзал:(
Image
Снесли, чтобы построить ЭТО
Image

[identity profile] periskop.livejournal.com 2011-01-20 01:46 pm (UTC)(link)
Честно говоря, он совсем не "потрясающий", а весьма неуклюженький, по меркам его ровесников XIX века, если его сравнивать с собратами. Не думаю, что это был удачный проект, для того времени.
Вопрос только в том, что и новый вокзал - довольно убог.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:51 pm (UTC)(link)
Я просто видела реставрированные вокзалы подобного типа в Барановичах, к примеру. Выглядит очень хорошо, плюс арочные окна с такой расстекловкой мне всегда душу греют.:)
А то что сейчас... ну, в общем, даже с проектом косметической реконструкции выглядит странно:( Хотя, в стиле понравившегося многим читателям драмтеатра, это да.

[identity profile] periskop.livejournal.com 2011-01-20 04:04 pm (UTC)(link)
Стиль нового вокзала и театра - один, они принадлежат одной эпохе. А вот исполнение - разное. Могу сказать, что Гродненский драмтеатр - одно из самых выдающихся зданий того времени.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 04:09 pm (UTC)(link)
Не, тут на вкус и цвет фломастеры разные. Я ж говорю, когда его построили, да и сейчас, в народе было очень много претензий и к дизайну, и к исполнению...
Но я рада, что где-то он считается шедевром:)
В одной эпохе не обязательно - одни стили:) К примеру, ПУНК (петергофский студгородок) тоже из этой эпохи, но стиль - совершенно другой.

[identity profile] periskop.livejournal.com 2011-01-20 04:12 pm (UTC)(link)
Когда-то и модерн проклинали как извращение (почитайте рижские и петербургские газеты начала XX Века), и сталинские высотки (почитайте перестроечную прессу). Однако время "выдерживает" стиль, как коньяк, и утверждает его приметой эпохи. То же самое будет и с позднесоветским вычурным функционализмом.

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2010-12-31 06:39 am (UTC)(link)
ого! сразу и "третий", а как же Вильня???

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 06:27 pm (UTC)(link)
Вильно - это уже не Западная Русь, а Литва. Под "Западной Русью" я подразумеваю всё-таки территорию древнерусских княжеств.

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2011-01-01 10:38 am (UTC)(link)
ну уж тогда Киев на первое место сам собою напрашивается (если под Зап.Русь понимать именно каноническое - Украина + Белоруссия) как же без него то?
хотя Вильно то до 45 года был вообще славянским городом - литовское население на 1910 год было что то в районе 5%

[identity profile] troyashka.livejournal.com 2010-12-31 08:28 am (UTC)(link)
Вот ссылочка на фотогрфии старого Гродно, сайт организован любителями истории города и они, проделали немало. Там очень много самых удивительных фото, хотя может они и интересны только нам,гродненцам. Вам спасибо за освещение города и с Новым Годом)))

http://www.oldgrodno.com/

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 06:26 pm (UTC)(link)
Спасибо. Извините, что коммент заскринился - вынужденная мера :) Открыл.
С Новым годом!

[identity profile] nickolay-r-v.livejournal.com 2011-01-02 06:46 pm (UTC)(link)
Ваш предыдущий пост закрыт для комментариев, поэтому хочу внести небольшое уточнение:
В показанном там здании бывшего Реального училища им. Цесаревича Алексея
(1908 - 1912 г.г.) сейчас находится Аграрный университет.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-01-03 02:48 am (UTC)(link)
Спасибо, исправил. Комменты разблокировал.
Извините, что Ваши комменты вчера скринились - тоже открыл.

[identity profile] troyashka.livejournal.com 2011-01-02 07:15 pm (UTC)(link)
В кирпичном здании,рядом со светофором, о котором вы написали: "Не помню, что это за здание..." сейчас находиться городской дом культуры, ГДК, как мы его называем))))))

И вот ещё картинка не зимнего города. У вас есть это здание, тут ракурс другой и метельсегодня метёт
Image

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-01-03 02:48 am (UTC)(link)
Спасибо, исправил.
А картинки не вижу :)

[identity profile] mi-ku-apx.livejournal.com 2013-09-26 01:40 pm (UTC)(link)
добрый день!
этот деревянный конструктивизм где находится территориально?