varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2010-12-30 03:09 pm

Гродно. Часть 3: городница Тизенгауза



В прошлых частях мы осмотрели Гродно старый и древний, теперь же погуляем по Гродно Нового времени. Между центром и вокзалом находится Городница - довольно крупный район, сложившийся в 18-19 веках. В 1765-80 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз создал здесь комплекс мануфактур, а при них - жилые районы разного класса, учебные заведения, театр, парк в долине Городничанки, и всё это по единому плану и в общем архитектурном стиле - словом, ни что иное, как первый на постсоветском (точнее, пресоветском) пространстве соцгород!

В умирающей Речи Посполитой такой проект, опередивший своё время на полтора-два столетия, был обречён. Жизнь Городницы оказалась короче, чем ее строительство. Из двухсот зданий до наших дней дошли не более 20. И всё же давайте посмотрим на этот соцгород 18 века - здесь удивительно много общего с "Уралмашем", Танкоградом и прочими шедеврами советского градостроительства. Начнём прогулку от вокзала.

Вокзал в Гродно - довольно унылая панельная коробка, которую я поленился фотографировать. А привокзальная площадь, как и везде в Беларуси, на удивление тихая. От площади начинается улица Элизы Ожешко (польской писательницы конца 19 века), жившей именно здесь. А по замыслу Тизенгауза эта улица должна была стать центральной на Городнице и называлась Роскошь.



Как видите, от роскоши осталось немного, в прямом и переносном смысле. Хотя вот эта многоэтажка понравилась:



Но с первых минут прогулку я ощутил особую ауру Гродно. В этом городе просто необъяснимо приятно находиться. Дело даже не в достопримечательностях, показанных в прошлых частях - это ощущение накатило на меня уже здесь.



Советскими домами застроено только самое начало улицы Ожешко, а во дворах попадаются явно старинные здания:



Озадачил домик - то ли что-то советское, то ли польский коттедж:



А всего в одном квартале от привокзальной площади улица Ожешко уже выглядит так (взгляд назад):



Здесь особенно интересен домик с барочным фасадом - так называемый "дом ремесленника":



Как и советская власть в 1920-30-е годы, Тизенгауз привлекал для строительства иностранных специалистов - в первую очередь немцев (еще бы, с такой-то фамилией!). Для них был построен квартал в дальней части Роскоши, где мастера получали индивидуальные дома с мастерскими. Уцелел из них только один, и понятно, почему: со двора видно, что дом деревянный:



Похожие коттеджи случалось видеть и в советских соцгородах - например, в Магнитогорске или Кемерове.
Домик ныне занят музеем истории Городницы, куда я не зашёл.



Но как уже говорилось, ансамбль Городницы растворён в кварталах 19 - начала 20 века. Например, примерно на середине улицы Ожешко - польский Дом Офицеров, причём его облик очень близок к советскому конструктивизму:



За ДО видна башня кирхи, к которой мы еще дойдём - это тоже часть "городка специалистов":



Напротив Дома Офицеров - фасад Покровского собора (1906-10), полковой церкви русского гарнизона:



В Белоруссии огромное количество в основном довольно неказистых псевдорусских церквей, которые здесь называют "муравьёвки" - от Михаила Муравьёва-Виленского, генерала и губернатора, прославившегося жестоким подавлением польских восстаний и политикой русификации. Собственно, это была его идеология: белорусские мужики - наши люди, а белорусская аристократия - предали веру предков и спутались с ляхами. И как показывают современные реалии Беларуси, в самой сути он оказался прав. Аристократия-интеллигенция-оппозиция Муравьёва-Виленского воспринимает злодеем похлеще Гитлера, но факт в том, что в отличие от Украины, в Белоруссии русификация удалась.
Одним из ее элементов был архитектурный: костёлы массово перестраивались в псевдорусские церкви, стилизованные под московское зодчество 17 века, и даже после смерти Муравьёва этот стиль стал каноническим здесь - в нём выстроено подавляющее большинство гарнизонных церквей. Покровский собор в Гродно - один из самых удачных примеров.



А напротив собора - дом Элизы Ожешко с оригинальным панно на фасаде:



Следующий участок улицы Ожешко оказался не охвачен - я направился в сторону кирхи, которая стоит между университетом и УВД:



Думается, не последней причиной провала Городницы стал польский гонор: хотя еще в 1760-70-е здесь вырос квартал немецких специалистов, кирху они получили лишь в 1793 году, то есть как только Гродно оказался в составе России, уже имевшей десятки немецких колоний. Изначально кирха занимала обычный каменный дом, в 19 веке несколько раз перестраивалась, и нынешний облик получила в 1910-12 годах - надо сказать, весьма банальный.

Около кирхи - бывшее Реальное училище, ныне занятое аграрным институтом:



Улица, параллельная Ожешки - типичный пейзаж большей части Городницы с кирпичными домами первой половины ХХ века:



Когда-то здесь стояли мануфактуры, и старопромышленный дух здесь не выветрился даже за двести лет:



Единственный деревянный дом - музей Максима Богдановича, белорусского поэта начала ХХ века:



Городской дом культуры, видимо бывший Народный дом начала ХХ века:



За которым начинается главная площадь Городницы. Задней сторон дом обращён к парку Жилибера, где можно увидеть лямус 17 века, то есть построенный задолго до Тизенгауза:



Здесь же театр(1772, перестраивался в 1829, 1940 и 1977 годах), больше похожий на ДК:



А напротив - центральная площадь Городницы. В кадре одинаковые дом вице-администратора и кадетская школа (1771), а на заднем плане Обком:



Другой вид - здесь можно оценить облик Городницы в 18 веке, опять же до удивления напоминающий сталианс 1930-х годов:



В кадре уже показанные дом вице-администратора и кадетская школа, за ними музыкальная школа (1774), готовившая кадры для театра, а вдалеке виден дворец администратора. Музыкальная школа, за вогнутый фасад прозванная "кривой офицыной" - пожалуй, самое красивое из зданий Тизенгауза:



Маленькая старая площадь - лишь фрагмент новой. За моей спиной - Обком, а за спиной Ленина - Горком, оба редкой унылости:



А вот с "дворцом администратора" промашка вышла: я каким-то образом забыл подойти к нему, и второй раз оказался рядом только в темноте, по пути к гостинице. И честно, не ожидал, что мой фотоаппарат сможет вытянуть ночной кадр почти без света:



После провала Городницы дворцу нашлось более понятное в Речи Посполитой назначение - он перешел в собственность дворян Валицких. Аналогичным образом при Муравьёве дворец стал резиденцией архиерея, а при Советах - университетским корпусом. Ныне его опять передали епархии и пристроили флигели:



Но вернемся на площадь. Парк Жилибера ограничивает долина Городничанки, за живописность прозванная "Швейцарской долиной". Впрочем, я уже говорил: Гродно - не зимний город, и красоту парка по этим фото не оценить.



За деревьями - уже знакомая нам улица Ожешки:



Но благодаря изгибам Городничанки Швейцарская долина находится по обе стороны улицы, как бы ярусом ниже:





Кварталы за парком тоже по-своему колоритны:





Здесь Городница соприкасается со Старым городом:



И предместьями в уже совсем не швейцарской долине Городничанки за площадью Ленина:



От площади Ленина начинается и Советская улица, которой я открыл рассказ о Старом городе. В перспективе ДК Тестильщиков на Советской площади.



Впрочем, за свои фотографии с Городницы мне откровенно стыдно - серое промозглое утро... В более человеческом виде этот район раскрывает репортаж darriuss.
В следующей, заключительной части - всё, что не влезло в эти три: автовокзал, железнодорожности, деревянное зодчество и прогулка по вечернему городу.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Мир.
Несвиж.
Города и веси.
Лида. После Дожинок.
Ивье. Столица литовских татар.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.

[identity profile] aramis7.livejournal.com 2010-12-30 12:17 pm (UTC)(link)
интересно)

[identity profile] half-sinner.livejournal.com 2010-12-30 12:32 pm (UTC)(link)
тоже хочу туда добраться в эти праздники! обязательно с Новогрудком.
Вопрос: насколько интересен Ивье в плане архитектуры? и как долго автобус от Гродно идет до Новогрудка?
И еще)) а правда, что почти 20% населения области - поляки?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 12:39 pm (UTC)(link)
В Новогрудок я ездил из Минска (это ведь другая поездка была), там около трех часов. От Гродно, видимо, примерно столько же - Новогрудок как раз на полпути расположен. Может быть несколько дальше, так как 2/3 пути от Минска проходят по автобану, то есть скорости другие.
Ивье - сложный вопрос. Выдающихся архитектурных памятников там нет, но очень хорошо сохранилась рядовая застройка еврейского местечка. В татарской слободе - только мечеть и пара старых изб, а в основном обычные домики. В общем, архитектура пожалуй так себе, но колорита масса. Мне Ивье очень понравилось.

По статистике правда, но визуально поляки никак не выделяются.

[identity profile] half-sinner.livejournal.com 2010-12-30 12:47 pm (UTC)(link)
спасибо за инфу!

то есть, услышать польский язык и покушать в польском ресторанчике вряд ли получиться?

кстати, один из кандидатов в президенты на прошедших выборах - Романчук, с Гродненской области и поляк по национальности, но рабочий язык в его партии и штабе все равно русский был.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 01:05 pm (UTC)(link)
Думаю, вряд ли. Страна абсолютно русскоязычная, даже белорусскую речь слышал только от сельских бабушек на автовокзалах да от одной интеллигентной старушки с "Погоней" на сумке - вероятно, оппозиционерки.

[identity profile] half-sinner.livejournal.com 2010-12-30 01:09 pm (UTC)(link)
это да
я белорусский язык в Минске слышал только в штабе Белорусского Национального Фронта

[identity profile] fozgen.livejournal.com 2010-12-30 07:27 pm (UTC)(link)
Услышать польский можно почти в любом костеле в западной Беларуси. Насчет ресторанчиков, увы, не знаю.

[identity profile] odin-naldine.livejournal.com 2010-12-30 12:42 pm (UTC)(link)
Гродно приятный город. Без особых изысков, но безусловно приятный

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 01:04 pm (UTC)(link)
Да я бы не сказал, что без изысков. Но приятность связана действительно не с ними.

[identity profile] odin-naldine.livejournal.com 2010-12-30 01:22 pm (UTC)(link)
С другой стороны, даже затрудняюсь сказать, а какие более менее крупные города в Беларуси не приятные. Я был далеко не везде, но из того где был, реально не понравились только Борисов и Орша

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 01:32 pm (UTC)(link)
Ну мне там крупные города как раз не нравятся. Гродно здесь для меня исключение.
Я ведь не на чистые тротуарчики смотреть ехал, тем более знаю, что в России они тоже есть :)
Мне в Белоруссии именно малые города нравятся.

[identity profile] odin-naldine.livejournal.com 2010-12-30 01:34 pm (UTC)(link)
Неподалеку от Минска что посоветуете? В Несвиже я уже был

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 01:57 pm (UTC)(link)
Ну, из того, что я видел: Строчица (музей народной архитектуры) и Заславль (кальвинистский собор и деревянная паровая мельница-музей) совсем рядом с Минском, и Мир примерно на том же расстоянии, что Несвиж (но доступнее, так как больше проходящего транспорта). Из военной темы - Хатынь и Курган Бессмертия (ни там, ни там не был).
Про Строчицу, Заславль и Мир я уже писал в феврале-2008, репортажи очень сырые по сравнению с тем, что сейчас пишу, но впечатление составить можно.

[identity profile] odin-naldine.livejournal.com 2010-12-30 02:29 pm (UTC)(link)
Спасибо! Посмотрел. Заславль поставил себе на заметку, буду в Минске обязательно заеду.
По белому вам завидую, вроде тоже много где был сам, а вот описать все это, да так, чтобы интересно было, это реально непросто

[identity profile] darriuss.livejournal.com 2010-12-30 01:52 pm (UTC)(link)
>> Ныне его опять передали епархии и пристроили флигели:

Конкретно тот флигель, что на фотографии, был построен на месте снесенной в 2007-м каретной XVIII века, здания, помнившего еще того же Тизенгауза и находившегося по заключению специально обученных людей еще во вполне пристойном состоянии.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 02:26 pm (UTC)(link)
Вообще, тревожно за судьбу Гродно.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2010-12-30 02:06 pm (UTC)(link)
Хороший район. Мне очень понравился. И как он восхитительно выглядит летом, когда вокруг полно зелени. А какой там летом парк!

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 02:26 pm (UTC)(link)
Да, вот здесь пожалуй хорошо именно летом.

[identity profile] bolshoymike.livejournal.com 2010-12-30 02:10 pm (UTC)(link)
Город своим тихим настроением похож на нашу Яйву (поселок городского типа). И это Гродно, областной центр!

А по поводу фотоаппарата - промолчу)))

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 02:26 pm (UTC)(link)
Ну дык Хороший Человек же :)

[identity profile] bolshoymike.livejournal.com 2010-12-30 02:28 pm (UTC)(link)
Ага:)

[identity profile] kulver-stukas.livejournal.com 2010-12-30 02:24 pm (UTC)(link)
Из промгородов с интересной архитектурой - были в Высоковске (Клинский р-н МО)?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 02:28 pm (UTC)(link)
Не просто был, а у меня там бабушка живёт :)
http://varandej.livejournal.com/173283.html
Да, Высоковск очень впечатляет. Но дореволюционные рабочие слободки - это всё-таки немного другое. А Городница по своему устройству и архитектуре ближе именно к советским соцгородам.

[identity profile] kulver-stukas.livejournal.com 2010-12-30 02:40 pm (UTC)(link)
Спасибо! "Дворец Бургомистра" - это Водоканал :)

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2010-12-30 02:30 pm (UTC)(link)
Михаил Муравьев был известен своим выражением "что не сделал русский штык - доделает русская школа!" (и ведь доделала-таки, русский философ Иван Солоневич сам родом с Гродненщины говорил, что белорусы в С.З.крае сохранились только стараниями "его сиятельства графа", он открыл им дорогу в образование и власть), кроме всего прочего Муравьев был героем Бородинского сражения (ранен в ногу - отчего хромал всю жизнь), и одним из основателей Генштаба (тогда это называлось "школа военных колонно-вожатых").

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-30 05:38 pm (UTC)(link)
Да вот и мне он по биографии таким однозначным злодеем, каким его считают в Беларуси, Литве и Польше, не показался. А было дело, в Москве улицу, на которой стоит польское посольство, переименовали в его честь как ответ на площадь Дудаева в Варшаве.

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2010-12-30 05:56 pm (UTC)(link)
серьезно? переименовали, или хотели переименовать? если переименовали - то это очень правильно... он был очень хорошим человеком и замечательным управленцем...
ему когда то в Вильно стоял красивый памятник - украшение города(эвакуировали в 1-ю Мировую перед приходом немцев, а куда потом делся - неизвестно, может где то в запасниках и стоит :(, он еще долго в Курской губернии был генерал-губернатором, а оттуда уже в С.З.край был направлен...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2010-12-31 07:51 am (UTC)(link)
Комментарии к этому посту временно блокирую, так как он уже второй день каждые 10-15 минут подвергается спамерской атаке. О Гродно четыре поста, так что комментарии можно оставлять к соседним.

[identity profile] brune-hilda.livejournal.com 2011-01-20 01:29 pm (UTC)(link)
Панно не с дома Ожешко. Дом Ожешко деревянный,
Image :)