Entry tags:
Новая Латгалия. Окрестности Пыталова.
Новая Латгалия (Яун-Латглале) - так латвийцы назвали земли нынешнего Пыталовского района. Ведь исторически, до 1920 года, это была не Латгалия, а самая что ни на есть Псковщина. В окрестностях Пыталова на самом деле очень много интересного: село Вышгородок, бывшее столицей этих мест; деревянные церкви 18-19вв. в селах Коровск и Красногородск, каменная церковь 15 века на погосте Пустое Воскресенье...
Увы, у меня было всего 3 часа от поезда до поезда, из которых полтора я потратил на осмотр города. Оставшееся время я посвятил поездке в село Вышгородок в 6км от Пыталова. В этом посте - о Вышгородке, о Пыталовском музее, а также об объектах, которые я не посетил.
Вышгородок расположен в 6км восточнее Пыталова, на федеральной трассе. Здесь в 1476 году была заложена крепость на вершине холма, а Пыталово спустя 400 лет стало фактически железнодорожной станцией Вышгородка. Ныне Вышгородок и Пыталово друг друга очень хорошо дополняют: город на железной дороге, село - на автомобильной трассе. Я в Вышгородок ездил на такси, сторговавшись на 150р. за весь маршрут.
Городищенский холм виден издалека. На его вершине стоит Борисоглебская церковь (1891) - уже пятый храм на этом месте, впервые заложенный вместе с крепостью. В Пыталовском музее Вышгородку посвящен отдельный стенд:
На дороге, ведуще из Пыталова к трассе обращает на себя внимание большое каменное здание 1930-х годов:
Это волостная управа и пограничная контора. Каменные здания волостных управ латвийского времени примечательны и в других сёлах Новой Латгалии.
Конечно же, в Вышгородке необходимо было подняться на городище. Кадры сняты из окна машины, поэтому немного мутные:
Ныне на месте древней крепости кладбище. Очень красивые ворота (вид снят изнутри, так лучше виден их узор):
А вот Борисоглебская церковь, по-моему, так себе. Когда-то ведь на её месте стоял псковский храм 16 века...
Хотя архитектура не совсем типовая, и кажется, Никольская церковь в Пыталове подражает этой.
На Псковщине меня всегда поражали кладбища - огромные, тихие, очень красивые. Видимо, сказывается близость Европы с её трепетным отношением к некрополям и древние традиции каменного зодчества Псковщины. Однако в сочетании с нынешним упадком роскошь псковских кладбищ приобретает мрачный символизм.
С холма открываются дальние виды. Сумеречная красота Новой Латгалии:
Небольшой хутор в стороне от Вышгородка. Хуторов, то есть отдельно стоящих крестьянских усадеб, здесь вообще много - видимо, латвийское наследство.
Центр Вышгородка. До распада СССР здешние сёла представляли собой крупные совхозы:
Дорога вниз с городища - обратно в Пыталово:
В Пыталове, как я уже писал в прошлом посте, мне очень понравился музей, обустроенный в бывшей кирхе. Он очень маленький - всего одна комната, несколько стендов - но хорошо справляется с основной задачей: раскрывает специфику Новой Латгалии. Поэтому здесь рассказать о нём мне показалось уместнее, чем в посте о городе.
Моё внимание привлекла, конечно же, этнографическая часть экспозиции - реконструкции латгальской (слева) и русской (справа) крестьянских изб:
Латгальцы до 1930-х числились как отдельный народ, ныне как часть латышского этноса. По языку они ближе к латышам, но при разделе Ливонии Латгалия оказалась в составе католической Речи Посполитой, и как результат латгальцы переняли много литовских черт. Кроме того, основной религией Латгалии стал католицизм, а не лютеранство. Позднее сюда активно переселялись староверы из России, сёла которых по прежнему многочисленны в "основной" Латгалии. Историческая столица Латгалии - Даугавпилс, он же Динабург и Двинск. До Революции Латгалия входила не в Лифляндскую или Курляндскую губернии (как остальная территория Латвии), а в Витебскую.
Насколько уместно причислять Новую Латгалию к "основной" Латгалии - вопрос спорный. Однако в музее представлена именно латгальская, а не латышская изба.
Русская изба - найдите отличия:
Еще несколько предметов Ново-Латгальской специфики.
Надмогильный камень периода Северной войны - видимо, лежал на братской могиле русских воинов:
Пограничный знак СССР:
Подпольная типография времён "буржуазии" (то есть независимости Латвии). Вообще, со времён создания музея (1986), видимо, его экспозиция почти не изменилась. Однако меня привлекла не столько типография, сколько характерная архитектура:
Вообще же, Пыталовский район совсем не так беден достопримечательностями, как могло бы показаться на первый взгляд. Во многих деревнях тут сохранились латвийские следы - волостные управы, торговые дома, католические часовни. Но особенно интересно несколько церквей, до которых я добраться так и не смог (да и вообще плохо себе представляю, как это сделать без личного транспорта).
Все фотографии, кроме последней, сделал знаменитый Василий Шелёмин, он же Eeyore. Все фотографии я взял из "Народного каталога православной архитектуры".
Воскресенская церковь на погосте Пустое Воскресение - старейшая в этих краях (1496). Типично псковская архитектура, но если судить по карте, к Пустому Воскресению нет асфальтированной дороги.

Коровск. Церковь Рождества Богородицы (1760). Расположен в 25км южнее Пыталова, однако для проезда туда необходимо пересечь село Гавры, входящее в погранзону (ситуация с контролем мне не известна). Её облик весьма необычен, и кажется, это редкий образец псковской школы деревянного зодчества (ведь традиционно на Псковщине деревянная архитектура была довольно слабой, зато с 15 века была очень развита каменная).

Грешина Гора. Деревянная Троицкая церковь (1925) - построена тем же архитектором, что и Никольская церковь в Пыталове, но искажена многочисленными перестройками:

И наконец Красногородск - соседней райцентр, ПГТ (4,2 тыс. жителей), основанный в 1464 году как крепость Красный Городец. В отличие от Пыталова (до которого отсюда 50км), он не был в составе Латвии, однако здесь тоже уцелела очень красивая деревянная Никольская церковь (1805):

По-своему уникальна звонница этой церкви, построенная в 1941 году, в начале немецкой оккупации. Ведь в первые месяцы фашисты пытались заручиться поддержкой местного населения и отменяли реформы советской власти: распускали колхозы, открывали церкви... Нацистские зверства на покорённых землях начались несколько позже.

Фото: Дмитрий Дроздецкий, из того же "Народного каталога православной архитектуры".
На самом деле я жалею, что не попал в Красногородск - но с транспортом в тех краях ситуация аховая. Даже в Псков и в соседние Остров и Опочку отсюда уехать на автобусе совсем непросто. Основная связь с внешним миром - железная дорога, бывшая Петербургско-Варшавская, вторая по времени строительства магистраль России. По ней, на дизеле, я приехал сюда из Острова, на том же самом дизеле уехал обратно в Остров (хотя ходит дизель до Пскова).
Об Острове и пойдёт речь далее. Напоследок - хутор около Пыталова.
no subject
Кстати, моя знакомая собирала фольклор в сёлах Псковщины, много общалась там со стариками. Так вот, старики больше всего ругали именно эстонцев (дело было в Гдовском районе), которые на оккупированных территориях были хуже немцев.
Логика в том, что Латвия была союзником Германии, и вероятно немцы до последнего надеялись возобновить наступление, и портить отношения с латвийцами (в том числе и русскими, которым не хотелось в колхозы) им было незачем.
no subject
ну, в отношении к евреям Латвии и евреям РСФСР какой-то разницы со стороны немцев не было замечено... но вполне может быть, что так и есть. а местные ничего про это не говорили?
no subject
Просто у меня в соседнем посте очень забавная дискуссия разворачивается: россиянин доказывает двумя латвийцам, что в Латвии офигеть хорошо, а латвийцы ему доказывают, что в Латвии плохо. Вот и включается "закон гиперкорекции" опять.
"Еврейский вопрос" - всё-таки тема отдельная. А в случае с русскими и латышами, думаю, уместнее разделение на "советских" и "несоветских". Например, в 1944 году монахи Валаамского монастыря ушли вглубь Финляндии, где основали Новый Валаам - то есть по крайней мере теоретически немцы могли предположить, что смогут получить поддержку населения в обмен на защиту от колхозов, лагерей и воинствующего атеизма.
А планы уничтожения славян, прибалтов и других тогда еще не афишировались.
no subject
Союзником Германии, или кого бы то ни было, Латвия быть не могла в принципе.
no subject
no subject
Впрочем, не приходится сомневаться, что если бы послали латышей (или русских) из другого региона, они были бы не лучше.
no subject
no subject
Второй дед (тогда ребенок) был в более глухом Бежаницком районе. Немцев видел два раза, говорил, что колхозы разогнали, а в остальном мало чего изменилось.