varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2012-12-16 10:55 pm

Тирасполь. Непризнанная столица.



Из Москвы, Киева или Минска сложно представить, что город с населением 158 тысяч человек может быть столицей. Точнее - ощущаться столицей. Но Тирасполь - антипод Кишинёва не только в политике: Кишинёв - город шумный и оживлённый, там жизнь бьёт ключом, но "столичность" как ощущение отсутствует напрочь; Тирасполь - напротив, город тихий и сонный, но - солдиный, пафосный и не лишённый духа власти. Если Кишинёв местами выглядит "маленьким Киевом", то Тирасполь - безусловно, "маленький Минск". Если не знать о том, что Приднестровье само себе государство, вполне можно было подумать, что Кишинёв - экономическая столица типа Сиднея или Рио, а Тирасполь - политическая столица типа Канберры или Бразилиа (соответственно). А ещё Тирасполь, в отличие даже от соседних Бендер, никогда не относился к Бессарабии, в 1920-30-е годы принадлежал СССР, и потому его архитектура и история совершенно иные.

О Приднестровской столице будет полтора поста: в первом пройдёмся по главной улице, а во второй - съездим в Кицканский монастырь и ещё немного погуляем по городу.

Тирасполь - это уже полноценная Новороссия, как Одесса, Херсон, Бердянск, Таганрог или Ростов-на-Дону: ведь земли от Днестра до Кубани окончательно стали российскими лишь после покорения Измаила. Овладев берегом Днестра, русские сделали то же самое, что и молдаване тремя веками ранее - построили Днестровскую линию укреплений. Напротив Бендер, которые были центральным звеном на турецко-молдавском берегу, появилась Срединная крепость, которую заложил в 1792 году Суворов, а проектировал де Волан - строитель Одессы. Три года спустя крепость повысили до города, а название Тирасполь значило всего-то "Город на Днестре", с 1806 года - центр уезда в Херсонской губернии. Последняя вообще была уникальна - из неё выросли четыре области (Одесская, Николаевская, Херсонская и Кировоградская) и одно пусть и непризнанное, но государство. В 1929-40 годах Тирасполь успел побыть центром Молдавскоая АССР, а в советской Молдове стабильно был городом №2, однако по его архитектуре хорошо видно, что он имел шансы стать столицей Молдовы вместо Кишинёва.

2.


...Борис на своей машине неплохо покатал меня по городу, в основном вечернему, поэтому я видел в Тирасполе и окраины, и предместья. Но в плане достопримечательностей это классический "город одной улицы" - улица 25-го Октября, условно параллельная Днестру (дело в том, что Тирасполь стоит напротив излучины, поэтому не условно параллельных реке улиц тут нет) нанизывает на себя три из четырёх главные площади и упирается в Срединную крепость. По ней, с отклонениями в переулки, и пойдём - с востока на запад, от конца к началу. А конец улицы показан на кадрах 1 и 2 - Театр драмы и комендии имени Надежды Аронецкой (1934-36):

3.


Крупная сталинская архитектура - то, чего почти не увидишь в Молдове, и в Тирасполе с первого взгляда узнаётся столица небольшой АССР типа Йошкар-Олы, Петрозаводска или Энгельса с непропорционально монументальными зданиями 1930-50-х годов. В театре изначально базировались русская, молдавская и украинская труппа, после войны разошедшиеся по театрам вновь присоединённой Молдовы, здание восстановили лишь к 1963 году и здесь выступали лишь гастролёры, пока в 1969 году сюда не пришла та самая Надежда Аронецкая, редкий пример женщины-режиссёра, за 10 лет деятельности которой Тираспольский театр стал едва ли не лучшим в Молдове. Затем она оказалась в опале, умерла в 1993 году, а её имя театру присвоили в 2001-м.
Улица 25 Октября, разбиваясь о фасад театра, раздваивается, а в развилке находится ещё и обширный Парк Победы с памятником Котовскому, куда я не ходил. Кварталы вокруг театра - в основном сталинские, но уже скорее послевоенные:

4.


Типичные для Молдовы малоэтажки - такие же есть и в Орхее, и в Бельцах. А ещё посмотрите на эту листву и тёплое утро - это, на минуточку, середина ноября!

5.


Чуть дальше по 25 Октября - Приднестровский государственный университет имени Тараса Шевченко, основанный в 1930 году, что делает его старейшим в Молдове - в Бельцах университет открыли в 1945, в Кишинёве в 1946. Здания, впрочем, явно конца 1950-х, "ободранные" сталинки:

6.


Очень странно, что "посвящение" выбрано именно Шевченко - ведь на территории ПМР родились Склифосовский (всемирно известный хирург) и Зелинский (биохимик, изобртетель противогаза). Впрочем, университеты имени Шевченко есть в нескольких областных центрах Украины, что здесь весьма символично.

7.


По разные стороны перекрёстка с бульваром Гагарина - два замечательных жилых дома. Эх, как я успел соскучиться по старому доброму сталиансу!

8.


В кафе на первом этаже этого дома я заходил - нормальный такой буфет с дешёвыми пирожками и пирожными, напомнивший мне общепит Беларуси - "дёшево и сердито!".

9.


А чуть дальше - роскошный Дом Советов. Что удивительно, построен он был не в 1930-е годы (то есть эпоху МолдАССР), а в 1953-56, что для города таких масштабов и статуса удивительно: таких роскошных администраций не получили и многие областные центры. Смысл этого мне не ясен - может, какой-то неизвестный мне проект административных преобразований? Как бы то ни было, сейчас тут сидят горсоветы Тирасполя и Днестровска и сразу несколько городских и республиканских органов, то есть Дом великоват даже для столицы микространы. Перед фасадом - памятник Ленину, а в 1990-92 эта площадь прославилась стычками между сторонниками и противниками обособления от Молдовы.

10.


Другая сторона площади. Наш всеобщий друг украшает фасад гостиницы "Россия", бывшая "Дружба":

11.


Улочка ведёт прямиком в городской библиотеке. До излучины Днестра ещё далеко, и фактически здесь параллельна реке именно эта улица:

12.


Дальше, перпендикулярно 25 Октября - улица Ленина. Редкий случай: в Тирасполе она далеко не главная, хотя и ведёт на вокзал. Что за высотка вдалеке - увы, не знаю:

13.


А вообще, на главной улице приятно - широкие тротуары, вполне белорусская чистота, обилие всяких вывесок, соседствующих с советскими артефактами, но и такого столпотворения, как на кишинёвском бульваре Стефана Великого тут не бывает.

14.


Сталинский район заканчивается, где-то на квартал на 25 Октября смыкаются многоэтажки, а затем понемногу начинается уездный Тирасполь. Первое примечательное здание - штаб-музей Котовского в бывшей гостинице "Париж", где "бессарбский разбойник" жил и заседал уже после Гражданской войны, в 1920-21 годах. Ещё одно противопоставление с Кишинёвом, где в Котовский полгода провёл под арестом.

15.


Дворец Республики (концертный зал) и домики Старого Тирасполя:

16.


Фасады:

17.


Дворики:

18.


Всё же превращение некогда уездного города в столицу - это странно. Есть ведь и куда более яркие примеры - Бишкек, Астана... Между тем, мы почти вышли на площадь Суворова, частично показанную в общеприднестровском посте - впереди видны те самые посольства Абхазии и Южной Осетии:

19.


Но здесь я отклонился от маршрута, чтобы подойти к старообрядческой Покровской церкви. Надо сказать, для уездов Новороссии присутствие староверов не характерно, и скорее всего попали они сюда через Бессарабию. О времени постройки церкви ничего не нашёл, но как мне сказали, она дореволюционная, и единственная в Тирасполе не закрывалась в советское время:

20.


Свернул всего на квартал с главной улицы - и уже такой контраст! Столичный фасад скрывает лачуги старых предместий, по окраинам же Тирасполь застроен в основном многоэтажками, как на заднем плане:

21.


Отсюда рукой подать до задворков площади Суворова. Это вид с другой стороны. В центре кадра - здание епархии, в которое и упирается улица с кадра выше:

22.


Рождественский собор освящён в 2000 году, и это уже типичный православный новодел, характерный для России, Восточной Украины, Беларуси и Казахстана. Причём я бы сказал - довольно громоздкий и безвкусный, аналогичный храм в Рыбнице гораздо красивее. Тем не менее, это явное отличие от Молдовы, где новая церковная архитектура ориентирована на молдовалашские традиции.

23.


К собору вплотную примыкает Зелёный рынок - название знакомо мне по Казахстану, и столпотворение на нём вполне среднеазиатское:

24.


От площади Суворова его отделяет парк с прудом, а на пруду вот такая вот пастораль. Откуда здесь лошадь с телегой - теряюсь в догадках. Может, селянин какой на ней товар привёз?

25.


Но вернёмся на площадь Суворова, которую открывают такие вот дома с панно. "Andy's pizza" - это кишинёвская сеть, но её заведения я видел и в Тирасполе, и в Рыбнице. Как мне показалось, в Приднестровье в них готовят хуже, а продукты менее свежие, но может просто не повезло.

26.


Южная сторона площади, где излучина Днестра подходит к улице 25 Октября почти вплотную, уже показана в общеприднестровском посте, и в этот раз туда заходить не будем. Площадь грандиозна - вместе со сквером её размеры примерно 700х400 метров, и потому она не выглядит единым целым. Напротив домов с панно - кинотеатр "Тирасполь" (1984), для советского 100-тысячного города сверхнавороченный:

27.


Рядышком -  дом культуры, сталинка:

28.


Дальше - Дворец детско-юношеского творчества, а посредине - Суворов:

29.


Памятник был поставлен в 1979 году, и по своей экспрессивности тираспольский Суворов сравним разве что с измаильским. Не зря это архитектурный символ города, да и всего Приднестровья:

30.


А вот ещё одна деталь, которой мне запомнился Тирасполь - декоративная капуста. Уж не знаю, всегда ли здесь так, но в ноябре-2012 это был здесь самый ходовой цветок. Капуска красивая, спору нет - но пахнет обычной капустой из гастронома.

31.


Другая сторона площади, те самые показанные ранее танк и часовня у Аллеи Славы:

32.


Пусть не смущают и пучки троллейбусных проводов - сеть в городе довольно разветвлённая, а здесь ещё и проходит та самая линия Тирасполь-Бендеры. Причём троллейбус №19 делает по Тирасполю круг, в центр едет мимо Зелёного рынка (чуть не написал Кок-Базар - казахстанцы поймут), заворачивает у театра, а по 25 Октября - обратно в Бендеры. Вот и мемориал на другой стороне, пристроен к краеведческому музею, бывшему Общественному собранию:

33.


А напротив - ещё один дом советов, Правительство и Верховный совет ПМР. Он огромен, великоват даже для областного центра, хотя ведь построен в 1980-е годы! Такое ощущение, что тут заранее знали, что однажды провозгласят независимость от Молдовы. И да, сам вижу, что провода мешают - но фотошопить их не буду, это ханжество.

34.


А тут легко подумать, что Тирасполь - целостный уездный городок. Слева - дом Зелинского:

35.


Дальше (№20) есть ещё дом Липранди, где в 1820 году возможно бывал Пушкин, а следовательно и сам дом тогда уже был... но он настолько невзрачен, что я его просто не заметил. Да и вообще тут я опять свернул в переулки.

36.


И в целом Старый Тирасполь откровенно разочаровывает - хотя ведь сто лет назад тут жило около 31 тысячи человек (как в соседних Бендерах), но уездная архитектура бледнее просто на порядок. Да и цельностью не отличается.

37.


Местами очень похоже на уездные города Казахстана, разросшиеся до областных центров:

38.


39.


Как и везде в Черте оседлости, какие-то из этих домов наверняка когда-то были синагогами.
Конструктивистские вкрапления 1920-30-х годов тут смотрятся выигрышно:

40.


41.


Самое внушительное дореволюционное здание - бывшая Городская дума и Земская управа, то есть некогда ещё одно административное здание:

42.


43.


А такие в Старом Тирасполе дворики:

44.


Заканчивается этот ветхий райончик довольно быстро, а в основном Тирасполь такой, как на заднем плане, На переднем плане же - церковь Адвентистов Седьмого Дня, судя по всему новая (хотя кирха тут 100 лет назад вполне могла быть, так что не факт). По другим данным, церковь армянская:

45.


Возвращаемся на 25 Октября. Уездный город кончился, улица идёт среди невзрачных домов и предместий.

46.


Памятник первой электростанции в Молдове - хотя я не уверен, что таковых не было в дореволюционной Бессарабии:

47.


Мемориальная доска на месте разрушенной часовни Донской Богоматери установлена прямо на земле:

48.


Вот мы и вышли к следующей развилке. Направо уходит улица Правды, которая перейдёт дальше в дорогу на Бендеры мимо грандиозного в масштабах 150-тысячного города спорткомплекса "Шериф" (2002), который я ближе так и не заснял, но для наглядности вот фото из википедии - мимо, в основном в сумерках и темноте, мы проезжали несколько раз, причём комплекс не простаивает, да и работу даёт примерно тысяче человек, и по словам Бориса, зарплаты тут по меркам ПМР очень приличны:

49.


Впрочем, до "Шерифа" отсюда ещё 3,5 километра - больше, чем до Театра имени Аронецкой, откуда мы пришли. На уже упомянутой развилке - вот такой арегат. Мне даже интересно - это какой-то раритетный мини-трактор или просто композиция "на тему"?

50.


А несколько раз упомнутую развилку можно и не заметить - кажется, что улица 25 Октября просто поворачивает направо, превращаясь в улицу Правды, но на самом деле она идёт ещё немного вперёд, напоминая внутридворовый проезд. Тем не менее, пройдите квартал - и увидите Срединную крепость:

51.


От неё остался один-единственный бастион Святого Владимира с пороховым погребом внутри, и всё же это уже что-то значит. Старейший памятник русского присутствия в Приднестровье:

52.


Здесь пока и остановимся:

53.


В следующей части съездим в Кицканский монастырь, стоящий в той самой излучине Днестра в 7 километрах от Тирасполя, и ещё чуть-чуть погуляем по городу.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Кицканский монастырь и ещё немного Тирасполя.
Дорога вдоль Днестра.
Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.
Рашково.
Строенцы.
.

[identity profile] muz-rottweiler.livejournal.com 2012-12-16 07:20 pm (UTC)(link)
Симпатичное, не-депрессивное такое впечатление. Может, в некоторой степени, потому что тепло )

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com 2012-12-16 07:34 pm (UTC)(link)
При том что это лучшие фото которые когда либо делали в Тирасполе.
Мой коммент с фото центра Тирасполя просто удалили.
Edited 2012-12-16 19:35 (UTC)

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-16 19:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] stolbvoy-d.livejournal.com - 2012-12-16 21:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-16 23:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 11:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] spatari.livejournal.com - 2012-12-16 21:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 00:25 (UTC) - Expand

[identity profile] alek-morse.livejournal.com 2012-12-16 07:34 pm (UTC)(link)
Туман хорош. И город интересный, с характером.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:25 am (UTC)(link)
Туманы всю поездку стояли по утрам, но только в Тирасполе я гулял, не дожидаясь, пока рассеется.

[identity profile] nord-ursus.livejournal.com 2012-12-16 07:36 pm (UTC)(link)
Минск всё же более современный, ИМХО.
Гранитный Ленин напомнил смоленского. Только у того плащ так не развевается.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:25 am (UTC)(link)
Минск современее и вместе с тем социалистичнее, а ещё севернее. Но по своей атмосфере Тирасполь из столиц бывшего СССР, которые я видел, ближе всего именно к нему.

[identity profile] odessa-2012.livejournal.com 2012-12-16 07:44 pm (UTC)(link)
а по городу троллейбус ходит, есть городские троллейбусные маршруты или только междугородний - Бендеры-Тирасполь ?
давно был там , уже не помню...

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2012-12-16 09:20 pm (UTC)(link)
Да, есть пять или семь городских маршрутов.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2012-12-16 07:59 pm (UTC)(link)
<<< Такое ощущение, что тут заранее знали, что однажды провозгласят независимость от Молдовы.>>>
Аналогичные мысли возникли, когда гулял по Тирасполю.
Административные и общественные здания таких размеров редко где найдешь в советских райцентрах. Разве что в Кривом Роге, но там 700-тысячный город!

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:24 am (UTC)(link)
Ну Кривой Рог - город совсем другого калибра, в нём даже метро есть, да и по-моему там попроще.
Поневоле направшивается какая-то конспирология.

(no subject)

[identity profile] vovix-ldr.livejournal.com - 2014-02-18 03:50 (UTC) - Expand

[identity profile] Наталья Никифорова (from livejournal.com) 2012-12-16 08:43 pm (UTC)(link)
Старообрядческая церковь не постсоветской постройки - это единственное культовое сооружение, работавшее в советские годы на территории Тирасполя. А так, спасибо за непредвзятый взгляд со стороны))

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:23 am (UTC)(link)
Спасибо, исправил. Тем интереснее!

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2012-12-16 09:26 pm (UTC)(link)
Город удивительный и немного странный, отрешённый от мира. Для столицы совсем тихий и домашний, почти как столицы бурских республик в конце 19 века. И не по-российски чистый.

А здание университета вполне может быть середины 30-х годов.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:23 am (UTC)(link)
У меня была такая мысль, но мне кажется это "ободранная сталинка".
Ну вот до чего живуч этот штамп, что в России города быть чистыми ну никак не могут....

[identity profile] periskop.livejournal.com 2012-12-16 09:53 pm (UTC)(link)
Такие административные здания строили в полумиллионных городах с большими областями. Странно, что их построили в столь небольшом городе и тогда не облцентре.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:22 am (UTC)(link)
Я бы сказал - даже из таких городов не в каждом. Это действительно очень странно. Как знали!

(no subject)

[identity profile] krilvic.livejournal.com - 2013-12-27 06:40 (UTC) - Expand

[identity profile] Ирина Каленич (from livejournal.com) 2012-12-16 10:02 pm (UTC)(link)
На фото 42 и 43 не гимназия. Оно было возведено по проекту архитектора Скорупко А. М. для Земской Управы и Городской Думы. В послевоенное время там был роддом.

[identity profile] jacky-belkina.livejournal.com 2012-12-16 11:22 pm (UTC)(link)
не в этом же здании во время войны была то ли тюрьма гестапо, то ли сигуранца?

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 00:21 (UTC) - Expand

[identity profile] peterone.livejournal.com 2012-12-16 10:05 pm (UTC)(link)
Большой Дом Советов может быть оттого, что в 50-е годы областное деление создали даже в маленьких республиках - фактически в каждой по 3 области ( в Грузии и Азербайджане - не считая автономий), но просуществовало это недолго.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:21 am (UTC)(link)
А разве в Молдове в те времена области тоже были?

(no subject)

[identity profile] privalovsky.livejournal.com - 2012-12-17 05:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] peterone.livejournal.com - 2012-12-17 05:07 (UTC) - Expand

[identity profile] odessa-2012.livejournal.com 2012-12-16 10:42 pm (UTC)(link)
любопытно, что народ валит в театр , наверное Тирасполь город театралов , что удивительно ...
у нас в Одессе драмтеатр часто бывает заполнен на 10% ( это в миллионном городе ) оживление бывает разве что на премьере или когда приезжают на гастроли столичные труппы ( я не Киев имел ввиду )
__ а украинский театр вообще регулярно пустой, помню при совке туда загоняли силком школьников или солдат , при выходе ставили дежурных чтобы никто не сбежал :)

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com 2012-12-16 11:07 pm (UTC)(link)
в Одессе кроме драм театра сколько "театров"?
одновременно с вашим комментарием(подписан на тему) как раз рассылка пришла (http://today.od.ua/spektakly/) .. вы хотите сказать что на все эти спектакли никто не ходит?

(no subject)

[identity profile] odessa-2012.livejournal.com - 2012-12-17 08:46 (UTC) - Expand

[identity profile] yasinkov.livejournal.com 2012-12-16 10:59 pm (UTC)(link)
Чистенько. Раньше, если б меня спросили - почему мне Бендеры нравятся больше чем Тирасполь? кроме всего прочего я бы ответил, что в Тирасполе как-то грязно на улицах. Сейчас такого смотрю не наблюдается.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 12:20 am (UTC)(link)
Кстати, по инерции некоторые тираспольчане всё ещё так думают. В троллейбусе беседов с одним дедом-такую-страну-развалили, так он завидовал бендерчанам, в упор не замечая вылизанность тираспольских тротуаров.

[identity profile] jacky-belkina.livejournal.com 2012-12-16 11:21 pm (UTC)(link)
33. это бывшее Офицерское собрание (в котором музей). Кстати, Тирасполь был очень сильно разрушен в апреле 1944. Это касается большинства исторических зданий и центральной части города. На старых открытках начала 20 в. можно посмотреть, каким он был. http://www.nadnestre.ru/photo/staryi-tiraspol Там же неплохой комментарий.
Спасибо Вам за фотографии, очень поэтические. Тирасполь - особенный город.

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com 2012-12-16 11:30 pm (UTC)(link)
эх помню эти красные барабаны: ))
Image (http://www.nadnestre.ru/uploads/gallery/tiraspol-80-h-godov/tiraspol-v-kraskah/15.jpg)

[identity profile] dkphoto.livejournal.com 2012-12-17 02:27 am (UTC)(link)
Центр показался вполне уютным. А декоративную капусту я где только не встречал - от Хабаровска до Хельсинки.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 10:18 am (UTC)(link)
Я тоже её встречал много где, но ещё ни разу - в таких количествах и пропорции к другим цветам :)

[identity profile] Виль Дорошенко (from livejournal.com) 2012-12-17 06:31 am (UTC)(link)
завесть мешает видеть стадион это дети и спорт а не задворки .сигареты и ещо кое что

[identity profile] homalegens.livejournal.com 2012-12-17 06:39 am (UTC)(link)
Пара деталей Тирасполя, не упомянутых в отчете:

- https://picasaweb.google.com/HomaLudens/PridnestrovE#5153154826409899826;

- https://picasaweb.google.com/HomaLudens/PridnestrovE#5153154938079049554.

[identity profile] bolshoymike.livejournal.com 2012-12-17 07:43 am (UTC)(link)
Универ - копия поликлиники 1-й городской больницы в Березниках.

[identity profile] mikka.livejournal.com 2012-12-17 08:47 am (UTC)(link)
Не дождался ответа в предыдущем посте. Попробую повторить вопрос здесь: а кому продаёт ПМР продукцию промышленную?

[identity profile] iservecybermind.livejournal.com 2012-12-17 09:40 am (UTC)(link)
Прежде всего разумеется Молдове/Украине/России, а по мелочи и в другие страны бывш. СССР, и в страны ЕС.

[identity profile] victogan.livejournal.com 2012-12-17 08:52 am (UTC)(link)
Кроме 19-го в Тирасполе ещё немало троллейбусных маршрутов. В советское время и автобусов было очень много, сейчас всё маршрутки.

На 14-м снимке артефактная будка "КВАС". Только там такие видел.

Кстати Тирасполь и Бендеры мне запомнились исключительной чистотой ещё в 80-е. "Держат марку" и поныне

ЗЫ При СССР центральная площадь называлась площадь Конституции

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-12-17 10:17 am (UTC)(link)
Про троллейбус знаю, просто забыл отдельно пояснить, что он там есть. Сейчас поправлю.
Говорят, в 1990-е и начале 2000-х Тирасполь был довольно грязным. А сейчас я бы Бендеры какими-то сверхчистыми не назвал.

(no subject)

[identity profile] victogan.livejournal.com - 2012-12-17 11:00 (UTC) - Expand

[identity profile] lemark710.livejournal.com 2012-12-17 10:08 am (UTC)(link)
Читать конечно интересно, но складывается ощущение, что порой автор преследует цель показать негативную сторону города!
Если фоткать все недостатки, то в любом городе пройдя через дворы или концы улиц можно найти страшную картинку.
Да и читая уже во второй раз о ПМР, мне интересно, где вы находите таких проводников? С кишинева?
Согласен, в целом из-за закрытых границ и невозможности ведения нормальной экономики, города местами достаточно в плохом состоянии,
но даже при таком положении город достаточно красивый если не искать в нем недостатков.

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-12-17 10:14 am (UTC)(link)
Слушайте, Вы наверное посты Тёмы и Зялта никогда не видели.

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 10:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 10:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 11:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 11:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 11:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 11:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2012-12-17 11:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 12:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com - 2012-12-17 13:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 14:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-17 17:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-18 06:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-18 14:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-20 06:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-20 07:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yasinkov.livejournal.com - 2012-12-17 13:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 13:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yasinkov.livejournal.com - 2012-12-17 13:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 14:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krilvic.livejournal.com - 2013-12-27 06:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com - 2012-12-17 11:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lemark710.livejournal.com - 2012-12-17 11:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com - 2012-12-17 11:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com - 2012-12-17 10:36 (UTC) - Expand

[identity profile] nekfcieh.ya.ru (from livejournal.com) 2012-12-17 03:12 pm (UTC)(link)
Спасибо. Очень интересно и неожиданно.
P.S. Не обращайте внимание на этих неумелых троллей и критиканов. Ваш стиль отчетов на ОЧЕНЬ высоком уровне.

[identity profile] thesmart19.livejournal.com 2012-12-17 05:06 pm (UTC)(link)
Чудо трактор с фотографии 50 появился там в начале июля этого года.
К сожалению, ужасная халтура.

Image

Image

Image

Image
Edited 2012-12-17 17:07 (UTC)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com 2012-12-17 05:36 pm (UTC)(link)
К сожалению, ужасная халтура.

В Кишиневе настоящие стоят, давно уже.

Image

Image

(no subject)

[identity profile] thesmart19.livejournal.com - 2012-12-17 17:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-17 18:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] thesmart19.livejournal.com - 2012-12-17 18:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fiodorescu.livejournal.com - 2012-12-17 19:43 (UTC) - Expand

[identity profile] shimoff.livejournal.com 2012-12-17 05:53 pm (UTC)(link)
Да, очень контрастирует с Молдавией: русские вывески, памятники, церкви... А театр на минский оперный похож.

[identity profile] annushka-2002.livejournal.com 2014-11-13 07:53 pm (UTC)(link)
интересно увидеть город, в котором живёшь со стороны. и даже дом, в котором живешь.

[identity profile] annushka-2002.livejournal.com 2014-11-13 07:57 pm (UTC)(link)
а лошадь, да, это сельчане приезжают на рынок торговать. рынок же рядом, а через площадь - Днестр, через мост переехать и село Кицканы близко. вот они и приезжают своим ходом. ну, не все, конечно, кто-то на маршрутке, кто-то на велике, кто-то машине.

Page 1 of 2