varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2011-02-17 12:29 am

Вспоминая Кубань (май-2009)



Наверное, нормальные российские блоггеры Кубанью теперь пугают детей. Посему уберите детей от экрана - я покажу Вам горе и моры... в смысле, горы и море. Думаю, тем кто устал от зимы - самое то. В Краснодарском крае я был в мае-2009, когда уже тепло, но еще нет нашествия туристов, и почему-то умудрился за четыре дня не встретить ни одну из негативных аксиом, окружающих этот регион в медиа-пространстве.

Кубань, более известная как Краснодарский край - регион для России уникальный. По населению (5,2 миллиона человек) он уступает лишь Подмосковью, а по площади (75 тыс. квадратных километров) не крупнее обычной российской области. 2/3 края занимает черноземная степь с самыми плодородными почвами страны, 1/3 - теплые и очень влажные лесистые горы Западного Кавказа. Край выходит к побережьям двух морей - Азовского и Черного, причем здесь - всё Черноморское побережье и все субтропики России. Здесь нет безлюдных пространств, густая сеть автомобильных и железных дорог, и почти геометрическая система казачьих станиц с населением по 20-30 тысяч человек. Здесь развитая промышленность, и есть своя нефть. Нет излишней централизации - в Краснодаре живёт всего 15% населения края. А еще - незамерзающие порты, морские курорты и даже самое страшное преступление Путинского режЫма - ОЛИМПИАДАААААА-2014. Короче, наверное это единственный регион России, где есть всё.

В мае-2009 я ехал на Кубань с большим предубеждением: хорошего об этом регионе и его жителях я слышал очень мало. Но мне на Кубани понравилось. Опрятные городки, хорошие дороги, кипение жизни и близость теплого моря. И даже люди показались мне здесь весьма радушными: никто не пытался ни кинуть, ни развести, ни даже просто надуть, и даже наоборот - кубанцы в ту поездку показались мне отзывчивыми и совсем не агрессивными. Откуда такой деффект восприятия - не знаю. В общем, о людях спорить не будем - лучше просто полюбуемся природой.

Здесь вполне можно за один день увидеть два моря. Азовское - спокойное, мягкое и очень пахучее. Запах йода и преющих водорослей не спутать ни с чем:



Азовское море вдобавок самое маленькое по объему и самое мелкое на Земле - здесь нет глубин больше 14 метров. По сути - солёное озеро, сообщающееся с Мировым океаном. Разве так выглядит морская вода?



Таманский полуостров - скалы и степи:



И коровы, пасущиеся на фоне Керчи:







А в этом кадре есть что-то космогоническое - не находите?



Совсем иначе выглядит Чёрное море:



Это уже настоящее Море - беспокойное, шумное, открытое ветрам. Здесь на пляжах запах песка сильнее, чем запах воды, а на горизонте чудятся призраки греческих трирем:



Здесь - российское "окно в мир". Когда-то древние греки считали Причерноморье и Приазовье почти что Краем Земли. Здесь были греческие полисы - но для Античности это было что-то вроде нашего Крайнего Северо-Востока - Магадан, Камчатка, Чукотка. С точки зрения древних греков современная Россия находится за Краем Света - и вот он, этот край:



А еще нереальный зелёный цвет. Когда я в детстве, в глубокие 1990-е годы, впервые увидел Чёрное море в Крыму, меня поразил именно цвет. Бескрайним пространством воды меня не впечатлить - ведь ранее детство я провёл на Тихом океане. Но я не думал, что море настолько зелёное. 



Впрочем, вряд ли много купальщиков знает о "сероводородной зоне". Черное море состоит из двух несмешивающихся слоев: до глубины 150 метров - нормальное южное море, а глубже застойная вода почти лишена кислорода и пересыщена сероводородом и метаном. Жизни там почти нет - только анаэробные бактерии. Как шутят иногда, если зажечь на дне спичку - море взрывается нафиг! О происхождении сероводородного слоя единого мнения нет до сих пор. Вероятно, отдыхающие за*рали.



Как уже говорилось, Краснодарский край - на 2/3 степь, на треть - горы. Степь давно уже превратилась в поля, которые в общем мало отличаются от полей в Подмосковье или Белоруссии. Непаханные кубанские степи выглядели, наверное, как-то так:



Хотя то, что Краснодарский край - всероссийская житница, видно невооруженным глазом. Огромные поля, обилие техники, развитая инфраструктура всяких складов, силосов, элеваторов, водонапорок и редкое для России чувство кипения жизни. Говорят, в местных чернозёмах прорастает даже просто воткнутая в землю палка.
Дорога между полей:



Виноградники - одна из самых ярких деталей местного пейзажа:



Мне Кубань запомнилась в первую очередь такой - наверное, так выглядела Америка лет 40 назад:



Что касается гор, то я забирался не дальше Новороссийска, и горы здесь не слишком впечатляют. Крым или Южный Урал намного зрелищнее:



Но всё же чувствуется, что это Кавказ, на другом конце которого - Дагестан:



А в степи, на Таманском полуострове, есть и такая специфическая вещь, как грязевые вулканчики, которые здесь называют "блеваки". Самый крупный из них - Ахтанизовская сопка между Темрюком и Таманью:



А еще - курганы, обильно разбросанные по степям. Кубань - очень древняя земля:



Как и Крым, кавказское Причерноморье - "проходной двор народов". Через неё "пролетали, как птицы через комнату" (Милорад Павич, "Хазарский словарь") скифы, греки, римляне, византийцы, хазары, печенеги и половцы, древние русичи, монголы и генуэзцы, турки и черкесы, казаки и большевики... Именно здесь находилось Тмутараканское княжество - самое далекое и загадочное из княжеств Киевской Руси. Древней столицей Кубани была Тамань, стоящая под разными именами на нынешнем месте уже более 2500 лет.
В Тамани есть небольшой, но очень насыщенный археологический музей, где в комфортных условиях (полумрак и мягкий кондиционированный воздух, что на Югах актуально) можно увидеть осколки всех этих цивилизаций.



Надпись на табличке - "Надгробие с изображением воина, IV век до нашей эры, найдено в районе совхоза Юбилейный":



Сейчас мне трудно вспомнить, какому народу что принадлежит - но здесь есть вещи и античные, и хазарские, и тмутараканские:



Вот например семисвечник - ведь религией Хазарии было иудейство, но при этом евреи не признавали хазар за своих:



А вот и греческая ваза:



Кому принадлежали эти камни - я уже не помню. В витрине отражается дворик, в котором стоят три колонны византийской базилики:



Репродукции греческой вазописи, скифские клинки-акинаки, а берельефы наверное генуэзские или византийские:



Еще какие-то античные дела - этим вещам ведь более 2000 лет:







Но всё-таки центром этого региона на краю Ойкумены оставался Крым, а здесь была периферия периферии, поэтому сохранилось конечно же очень немного. Ничего сравнимого с Херсонесом или Пантикапеем. А Тамань вошла в историю и как первая станица Кубанских казаков, которую вновь основал на месте турецкой крепости в 1792 году Антон Головатый - предводитель тех, кто скитался по дунайским степям после разорения Запорожской Сечи, строитель Троицкого собора в Новомосковске.



Казачья Кубань - вообще один из символов Российской империи до революции. Система казачьих станиц, расположенных вдоль невидимых линий через каждые 20 километров, сигнальные огни, пластуны (казачий аналог ниндзя) и многое другое - цивилизация давно исчезнувшая, но неповторимая. Достаточно сказать, что знаменитую акацию на Кубань завезли именно казаки - в степи они выращивали ее на дрова.

А вот хорошо сохранившийся баз - укрепленный казачий двор. Жилая хата - в глубине двора, а наружу обращены глухие стены хозпостроек. Забор в эпоху русско-турецких войн мог выглядеть примерно так - ни повалить, ни прострелить, ни перелезть.



Вообще же, старинные домики кубанских станиц очень живописны:





Но ныне больше практикуются коттеджи, которых здесь давно уже стало больше, чем хат:





Вообще же, казачья станица - это не село. Во-первых, они огромны - в среднем около 20 тысяч жителей, а бывают и по 30-40 тысяч. В этих "сёлах" есть университеты, многоэтажные бизнес-центры, дворцы спорта, ледовые арены, не говоря уж о таких мелочах, как внутрисельских общественный транспорт. Но при этом жизнь тут аграрная, и не редкость увидеть в автобусе человека с окучником или граблями. Очень яркий пример - станица Каневская (45 тыс. жителей). Здесь я увидел Внутреннюю Кубань, далёкую от туристического побережья. Ожидал, что будут бить - а вместо этого совершенно трезвый казак у базара, приняв меня за паломника, разговорившись, широким жестом попытался мне вручить 1000 рублей на дорогу. Я взял сотню. От Каневской меньше часа езды до Кущёвской - и наверное, если бы я ехал на Кубань сейчас, я бы испугался, что этот разводка. Но правда в том, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО был широкий жест лихой казачьей воли.
Вообще же, станицы удивляют своей чистотой, благоустройством, опрятностью. После известного события на Кубань было вылито очень много грязи, и наверное в чём-то заслуженно. Но по виду ни за что не скажешь - я нигде в бывшем СССР не видел еще таких уютных селений:



Скажу немного и в защиту казаков. Из Темрюка в Тамань я ехал автостопом, и хорошо помню диалог с водителем грузовой "газельки":
-Ну да, это у нас любят: выяснять, кто казак, а кто не казак. По-мне так, пустое это. Ну вот я казак - и дальше что? Работать надо, и тогда всё будет! А не как у вас на севере: все пьют и ждут подачек от государства..
И судя по окружающей местности, работают на Кубани гораздо больше, чем понтами меряются. Сами кубанцы "ряженных казачков" точно так же не воспринимают всерьёз. Настоящий казак давно уже не носит мундира и шашки. Вообще, при личном общении и на Кубани, и на Дону казаки показались мне именно такими, какими и должны быть.
Но и идеализировать казаков не стоит. В глухих станицах нравы мало изменились со времен "Тихого Дона". Да, казаки ЛИХИЕ - то есть кулаками махать любят и умеют, уважают силу, а закон и общечеловеческие ценности - нет. Кто такие казаки в прошлом? Не рыцари, не самураи - а разбойники, степные пираты. Кто такой атаман? Авторитет!
Кубанские станицы показались мне доброжелательными к гостям - но жизнь там, судя даже по поверхностному впечатлению, очень жесткая.



Ну а напоследок - собственно Кубань. Маленькая невзрачная речка, совсем не ассоциирующаяся со своим регионом. Зато впадает в два моря - рукава ее дельты по обе стороны Таманского полуострова.



Подробнее о городах и весях Кубани в мае-2009:

Кубань
Общие впечатления.
Краснодар. Красная улица. || Другие места.
Cтаница Каневская. Крупнейшее село России.
Таманский полуостров. Темрюк и грязевые вулканчики. || Тамань.
Черноморское побережье Кавказа
Анапа.
Новороссийск. Горы и море. || Западная сторона. || Восточная сторона.

[identity profile] ovalov.livejournal.com 2011-02-16 10:00 pm (UTC)(link)
Здорово! Молодец! Спасибо!

[identity profile] ruspics.livejournal.com 2011-02-16 10:37 pm (UTC)(link)
Кубанские станицы показались мне доброжелательными к гостям - но жизнь там, судя даже по поверхностному впечатлению, очень жесткая.

(с)

А бывает ли вообще жизнь не жёсткая? Вот в чём вопрос-то.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 07:32 am (UTC)(link)
Смотря что считать точкой отсчёта.
Вот жизнь "Детства" Горького. Сравнительно с моей жизнью - очень жесткая, а сравнительно с "Тихим Доном" - вполне ничего так. Здесь ближе к "Тихому Дону".

[identity profile] jaljustrelka.livejournal.com 2011-02-16 10:47 pm (UTC)(link)
Спасибо!
Лет десять назад довелось проехать по станицам. Меня они тоже поразили размерами, чистотой и обилием вкусных свежих продуктов. Не сравнить с курортным побережьем, если честно.
Как сейчас - не знаю, давно не была.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 07:32 am (UTC)(link)
Сейчас наверное тоже.
В этом смысле интересна Тамань - некурортная станица на побережье.

[identity profile] bolshoi.livejournal.com 2011-02-16 11:10 pm (UTC)(link)
Краснодарский край по целому ряду показателей - один из лучших для жизни и экономически и инфраструктурно наиболее развитых в России. Так что все замечания правдивы.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 07:36 am (UTC)(link)
Но при этом Краснодарский край постоянно окружен негативным информационным фоном.
Очень нелестная репутация у его жителей (они считаются жадным, ушлыми и хамоватыми, чего я не заметил), курорты по степени неуютности отдельные индивидуумы сравнивают с китайскими промзонами, а в медиа постоянно поднимаются темы коррупции и криминала. Не говоря уж о том, что там будет Олимпиада - самое худшее злодеяние Воров, Россию Распродавших.

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com 2011-02-17 09:33 am (UTC)(link)
Да у нас, по-моему, нет ни одного региона, про который было бы положительного написано больше, чем отрицательного. Что не возьми - один негатив. Везде преступность, кругом воруют, никто работать не хочет, сплошной алкоголизм и наркомания, проблемы ЖКХ, здравоохранения и образования и т.д и т.п. Иной раз думаешь - как мы живём-то ещё? В чём ценность ваших материалов - показываете, что собственную голову тоже иногда полезно включать. Спасибо!

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 09:47 am (UTC)(link)
Спасибо.
Пожалуй, да - дело в том, что здесь просто жизнь кипит и всё время что-то происходит. А всё происходящее в Этойстране по умолчанию ПЛОХО!
В целом же, если судить по СМИ, блогосфере и разговорам, то за вычетом Москвы, Петербурга и кавказских республик, лидеры по информационной негативности - Краснодарский край (коррупция, криминал, хреновые курорты, олимпиада), Приморье (автопошлины, криминал, китайская угроза), Башкирия (коррупция, коррупция, коррупция), Пермский край и Кемеровская область (техногенные катастрофы), Ставропольский край (криминал и этническая напряженность).
Скорее положительный фон из крупных регионов у, как мне кажется, Тюменской области, Нижегородской области, Красноярского края, Хабаровского края, Липецкой и Белгородской областей.
У большинства регионов имидж скорее нейтральный.

Это всё только мои ИМХО.

[identity profile] silverina1.livejournal.com 2011-02-17 10:25 am (UTC)(link)
Мы отдыхали в Сочи и в Анапе, понравились и города, и люди. Вполне приветливые и доброжелательные.
Цены, конечно, на юге немалые, но в том же Сочи можно за разумные деньги купить на рынке вкуснейших фруктов, а в Анапе бабушки продают превосходный и недорогой домашний виноград и т.п.
Я бы не сказала, что на Кубани люди жадные, скуповатые, быть может, этакая крестьянская расчетливость присутствует, это да... В этом нет ничего предрассудительного.
И отдохнуть на Черном море можно хорошо - вполне реально снять жилье по приемлемой цене, и по городу пошататься, и в музеи сходить.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 10:39 am (UTC)(link)
Отдыхать туда я бы наверное не поехал. Хотя я вообще не поклонник пляжного отдыха и не люблю морскую воду, так что просто помер бы там со скуки. Но люди там, как мне показалось, адекватные.

[identity profile] rwnetwork.livejournal.com 2011-02-17 07:49 am (UTC)(link)
Наши фото из Сочи и Геленджика http://sochi.andrewkarpov.com/ http://gelendzhik.andrewkarpov.com/
Тоже ничего негативного особо. Кроме гаишников...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 07:59 am (UTC)(link)
Спасибо. Я, к счастью, езжу общественным транспортом, так что гайцы мне не актуальны.

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2011-02-17 07:53 am (UTC)(link)
Спасибо! Очень интересно и очень красиво.
А о плохой репутации Кубани я впервые узнала от Вас. Даже не осмелюсь спросить, чем она вызвана :-)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 07:58 am (UTC)(link)
Думаю, в первую очередь негативными впечатлениями от курортов. Сам я там не отдыхал, но о тамошнем столпотворении, неадекватных ценах и низком качестве слагают легенды. При этом всё равно туда ездит отдыхать пол-страны.

Ну и там ведь осенью произошло это массовое убийство, о котором в новостях говорили очень много: страну оно потрясло и ужаснуло гораздо сильнее теракта в Домодедово.

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2011-02-17 08:31 am (UTC)(link)
А, вот в чем дело...
Не знаю, почему так, но "извне" именно взрывы в Домодедово ужаснули. Впрочем, это, возможно, моё индивидуальное впечатление.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 11:17 am (UTC)(link)
Наверное, потому что терроризма на Украине нет, а криминальные разборки тоже бывают.
(deleted comment)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 11:39 am (UTC)(link)
У "вас" страны может быть и нет, а у "нас" и лично у меня - есть.

Так что пишите об этом где-нибудь в другом месте. Спорить я не хочу, да и не о чем.
(deleted comment)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 12:16 pm (UTC)(link)
Да, аргументация к возрасту очень показательна. Вы вероятно 1950-60-х годов рождения, так как это поколение хорошо опознаётся по упадничеству и пораженчеству, а также патологической неспособности видеть проявления солидарности и гражданской взаимопомощи среди "юношей" (примеров в 2010 году была масса, но для Вас они видимо мышиная возня?). Мне лень заглядывать к Вам в журнал и смотреть возраст, но если ошибся - не очень сильно.

То, что Вы попадёте в мой журнал, в посте в Russiantowns вообще-то есть.
http://community.livejournal.com/russiantowns/2252548.html
Кросспост удобнее - мне сложно следить за двумя обсуждениями в разных местах.



(deleted comment)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 12:59 pm (UTC)(link)
Да, мне всё на свете лень. Не лень только отодрать задницу от кресла, поехать чёрт знает куда в хреновых условиях, а потом сидеть дома и об этом писать (не только в бложик, у меня и работа с этим связана).

Я в Ваш журнал не заглядывал. Это факт. В тонкостях работы сервиса "мои гости" я не очень разбираюсь и почему он меня там отобразил - не знаю. Причин врать у меня нет.

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2011-02-17 12:31 pm (UTC)(link)
Ну, почему же так, все мы, фактически, живем в одном мире, притом довольно тесном.
Например, жертвой взрывов в Домодедово стала молодая женщина-одесситка. Журналист и драматург, в Москву она ехала для получения приза - победила в каком-то профессиональном конкурсе. За месяц до гибели она вписала в свой ЖЖ фразу: "Я чувствую, что у меня осталось очень мало времени". Это и в самом деле... произвело сильнейшее впечатление, да.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 12:37 pm (UTC)(link)
Нет-нет, это было адресовано мне. На тему того, что спиваемся-деградируем-вымираем, а всё плохо и будет только хуже.
Украина здесь не при чём.
(deleted comment)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 01:15 pm (UTC)(link)
Вы каким образом статистику проводили, скольких людей это "потрясло", а скольких - нет?
Я как бы не по блогосфере сужу, а по разговорам.
И что Вы считаете адекватным резонансом? Если бы люди из разных городов объединились в боевые бригады и поехали на Кубань мочить бандюганов? Или если бы подняли восстание против Путина и Ткачёва? Или что?

Вот когда летом пожары были в Мещёре, у меня половина знакомых ездила их тушить. Это просто модно было - участвовать в тушении пожаров. Добровольцев было столько, что пожарники не знали, что с ними делать. В разных городах собирали вещи для помощи погорельцам, которых также оказалось больше, чем погорельцам надо (дома-то не соберёшь и по почти не отправишь). В общем, мы все наркоманы, киллеры и проститутки.

[identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com 2011-02-17 08:58 am (UTC)(link)
Тамань самый скверный городишко из приморских городов России. Об этом ещё Лермонтов писал.
А Черноморское побережье в целом мне не понравилось. Большой Сочи это всероссийская помойка, как писал Артемий Троицкий

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 08:59 am (UTC)(link)
Спасибо, информация очень новая и необычная)

[identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com 2011-02-17 10:23 am (UTC)(link)
"Информацию" Лермонтова новой не назовёшь, ей более 170 лет, к тому же, если вчитаться в повесть, такое весьма жёсткое описание можно обяснить субъективным восприятием: Печорина поселили в нехорошую "фатеру" с контрабандистами, к тому же он сам ввязался в эту историю.
А вот информация Артемия Троицкого вполне свежа! Да и собственное восприятие не обманешь: побережье ужасает, а то, что на моих глазах сделали с Сочи в 2000 годах: тихий курортный городок превратился в чёрт знает что, а Путиниада добьёт его

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 10:36 am (UTC)(link)
Ничего себе! А я и не знал никогда, первый раз такое слышу. Спасибо, Вы мне открыли глаза на УЖАСНУЮ ПРАВДУ. Пойду слёзные посты писать...

[identity profile] rotweller.livejournal.com 2011-02-17 11:02 am (UTC)(link)
таманский полуостров был бы почти идеальным местом, если бы не был так заселен цивилизацией..

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 11:15 am (UTC)(link)
Таманский полуостров мне как раз показался довольно глухим, сравнительно с Черноморским побережьем и "материком".

[identity profile] rotweller.livejournal.com 2011-02-17 11:27 am (UTC)(link)
если в сравнении- то конечно. просто на сколько я знаю, в последнее время, тамань в туристическом плане начала развиваться довольно быстро, а ближе к олимпиаде так вообще..

вот интересно, а может на аральском и каспийском море есть что то похожее?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 11:48 am (UTC)(link)
На Каспийском точно есть. Вот например:
http://community.livejournal.com/russiantowns/2253076.html

На Аральском вряд ли - пустыня. Да и само море почти пересохло. Про Муйнак с его "кладбищем судов" наверное знаете?

[identity profile] rotweller.livejournal.com 2011-02-21 08:51 pm (UTC)(link)
на каспийском со стороны дагестана там все таки предгорье, а хочется плоские степи с обрывом у воды )
а про муйнак почитаю. и вообще, по спутниковым картам там вроде вода еще есть, и относительно много
интересно в общем
(deleted comment)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-17 11:14 am (UTC)(link)
Хм, ну вообще-то к "аксиомам" относятся и некоторые более простые вещи.
Ну, например что здесь на гостях все пытаются нажиться, по мелочам развести (не на тачку или дом, а на лишние 500-1000р., и не угрозами, а дезинформацией, чтоб туристик сам с улыбкой переплатил) и т.д.
Или что люди здесь хамоватые и неотзывчивые.
Или что цены на всё неадекватно завышены.
Думаю, такого порядка явления за 4 дня встретить вполне можно, и даже за один день.

В Москву кстати многие так и ездят :)
Да, доехал с Курского на Казанский и рад, что нэ падзарвалы.

Кубань

[identity profile] dubomir.livejournal.com 2011-02-17 09:35 pm (UTC)(link)
спасибо огромное. мои корни в поза-поза-прошлом поколении (ок. 1897). нет ли фото ст. Павловская, речки Сосыка?

[identity profile] runigger.livejournal.com 2011-02-21 06:30 am (UTC)(link)
>Сам я там не отдыхал, но о тамошнем столпотворении, неадекватных ценах и низком качестве слагают легенды. При этом всё равно туда ездит отдыхать пол-страны.

Столпотворение есть - на маленьком побережье понастроили курятников для извлечения прибыли.

Цены неадекватны качеству продукции. Т.е. за примерно 10-ку в европейских забегаловках получу нормальное мясо, да еще с гарниром, то у нас оно будет старой, жилистой собакой, разогреваемой на мангале, в ожидании голодного отдыхающего, десяток раз. Что не отменяет кидки, или иное качество, и там и здесь.

Едет отдыхать полстраны:
- много ведомственных санаториев со скидкой, доходы не позволяют отдыхать где-то еще
- у нас достаточное количество людей невыездных (оборонка, спецслужбы, косят от армии)
- боязнь заграницы с нежеланием почитать разговорник
- удобство перемещения - сел в поезд, машину или на самолет, и без оформления виз поехал. Пересекается с предыдущим пунктом. За границей для отдыха не по путевке надо суметь забронировать номер/дом/квартиру, часто получить визу и как-то там общаться. Для многих слишком сложно, едут к нам на юга.

Не любитель искать у нас только плохое, но в плане обеспечения качества отдыха нам есть еще что перенимать у всероссийских здравниц "Турция" и "Египет" ;)