varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Седнев - очаровательной тихий старинный посёлок (1,3 тыс. жителей) в двадцати километрах от Чернигова, более всего напоминвший мне Плёс, но только с украинским колоритом. И в отличие от показанных в прошлых частях Прилук и Нежина, это уже настоящая Черниговщина - лесная, таинственная, гораздо более северная по духу, чем прилегающие области России.

Не знаю, есть ли до Седнева прямые автобусы, но проходящие с черниговского автовокзала бывают здесь по несколько раз в час. И ехать-то совсем не далеко, но по дороге уже видишь тёмные леса за зелёными полями и сёла с деревянными хатами, все не крупнее наших деревень. А из хат тех выходят старушки, совсем такие же, как в фильмах про войну, и как в замедленном кино идут к смирно ждущиму их автобусу. Украинский Север и Русский Север чем-то похожи, хотя ведь при взгляде из России это чернозёмный юг...

2.


На окнах - резные наличники, хотя резьба их довольно скупа:

3.


Что-то дореволюционное у въезда, может быть например сельская больница:

4.


И главная площадь посёлка с указателем на главную достопримечательность ("садиба" - это усадьба). Дорога, один раз повернув, так же по прямой покинет Седнев:

5.


Седнев - место не слишком туристическое, но с 2003 года здесь проводится известный на всю Украину фестиваль искусств "Седневская осень". Он проходит раз в год, а схема на главной площади висит скорее для тех, кто проезжает через посёлок - демонстрирует, как обманчив его "фасад":

6.


Вдоль дороги Седнев - обычный постсоветский ПГТ, но прямо от неё тихие улочки, где даже не у кого спросить дорогу, уходят к реке Снов:

7.


Черниговщину от остальной Украины отличает обилие дерева и какой-то другой, более сырой и мягкий воздух:

8.


Настоящий центр Седнева - Воскресенская церковь (1690) со звонницей (1856), одиноко стоящая посреди луга:

9.


Сначала я пошёл от неё на север, где стоит ещё одна, деревянная Георгиевская церковь (1747):

10.


В лесистой Черниговщине когда-то уживались две традиции деревянного зодчества. Одна - обще-украинская, и её самые яркие на Черниговщине образцы, пятисрубные церкви Старого и Нового Ропска, волею советской власти оказались в Брянской области. Но попадаются в черниговских глубинках и совершенно другие церкви, похожие на многоярусные храмы Средней России, только с плавными линиями украинского барокко. Старейшие из них датировались 16 веком, то есть видимо из России, отвоевавшей Черниговщину в 1503 году у Литвы, эта традиция сюда и пришла, а может быть и вовсе была пережитком Древней Руси - все известные трёхсрубки немного моложе. Большинство таких церквей находилось в окресностях Любеча, но там они все до единой были разрушены при Советах. Так что седневская церковь - очередной "последний из магикан", чудом уцелевший образец целой архитектурной школы:

11.


Двор церкви оказался наглухо заперт, вдали виднелась собачья конура, и я решил не пытаться лезть через забор, поэтому так и не увидел церковь с фасада (чужое фото см. в комметах). Такие фасады с двумя башнями мне вообще нигде на Украине не попадались... но попадались зато в Беларуси. Через ограду сфотографировал детали, напомнившие мне, чтоб уж до кучи, и вовсе деревянные костёлы и кирхи Прибалтики:

12.


Помимо Георгиевской церкви, в Седневе была ещё и Покровская, постарше (1715), но погрубее, и стенд о ней и тут не забыли поставить по соседству:

13.


Третья в Седневе Успенская церковь (1860) расположена ещё дальше, и я решил, что она не стоит полутора километров пешком:

13а.


Вместо этого я попытался найти точку, с которой был бы виден фасад Георгиевской церкви, сошёл вниз по какой-то козьей тропе, слегка заплутал в переулках, где на меня глядели недобро...

14.


...да ничего не найдя и лишь убедившись, что Георгиевская церковь стоит на узком мысу меж двух обрывов, вышел назад к Воскресенской церкви. Последняя до советских времён служила усыпальницей Лизогубов - самых известных на Черниговщине дворян из казацкой старшины. В Чернигове, прямо в детинце, есть огромная и вычурная каменица Лизогубов, пожалуй самая красивая из не очень-то многочисленных сохранившихся камениц - этого украинского аналога русских палат. Но своя, куда более скромная каменица Лизогубов 17 века сохранилась и в Седневе с церковью по соседству, и судя по размеру - была вполне себе жилой.. Башню, скорее всего смотровую, пристроили уже в 19 веке. А между церковью и каменицей - каменный шелом как памятник основанию Седнева:

15.


Я уже пару раз упоминал таинственную реку Снов - это просто её название, от которого впрочем я как выпускник геофака представляю себе не миры сновидений, а "карту Снов" - пособие масштаба 1:25000, на котором была изображена местность вокруг города Снова. В этом есть символизм: мне часто снятся реально существующие города, но в каком-то совершенно другом облике,с неизвестными дворцами и храмами. Вот и на той "карте Снов" местность вроде как вымышленная, но город Снов, или вернее Сновск - это именно Седнев. Так назывался его летописный предшественник, возникший скорее всего в середине 9 века как один из центров страны северян, а впервые упомянутый под 1068 годом, когда в здешней крепости князь Святослав Ярославич с тремя тысячами ратников выдержал осаду и разгромил 12-тысячное половецкое войско. По местной легенде, участников той осады прозвали "сиднями", потому что сидели они на своих позициях крепко, но учёные говорят, что Седнев - это то же самое, лишь видоимзенённое "Снов". Как бы то ни было, с монголами повторить героическую оборону не удалось - разрушенный город опустел на века, а в 15-16 веках несколько раз упоминался как село. В 17 веке, отвоевав Черниговщину у России, Речь Посполитая принялась укреплять восточные рубежи, и в 1621-28 годах деревня Снов стала замком Седневом, располагавшимся на том самом мысу между рекой и оврагом ручья, где сейчас деревянная Георгиевская церковь. Но до города с Магдебургским правом Седнев дорости не успел, владевших их магнатов Пацев в 1648 году прогнали казаки Лизогубы, сделавшие это местечко своей главной резиденцией. Не стал Седнев и уездным городом в России, а внешение укрепления крепости, пристроенные к замку казаками в конце 17 века, постепенно превратились в усадьбу.

16.


Палаты и Воскресенская церковь стоят практически у обрыва реки Снов - но полностью заросшего деревьями, за которыми виден лишь сам факт наличия дали. Отсюда я пошёл на юг, уже по бывшей территории огромной усадьбы, между двух сохранившихся половин которой в 2007-10 годах построили Школу-дворец. Это почти официальное название чуть ли не лучшей сельской школы во всей Украине, и почему (или скорее "кем") она была построена именно в маленьком городке не самой богатой области с нулевым весом в политике - точно не знаю. Больше всего впечатляет атриум (говорят, архитектор обещал седневцам, что их дети "будут танцевать выпускной бал под звёздами"), а отдельный предмет гордости - план: школа построена конечно же в виде тризуба с главным входом на узкой стороне.

17.


А за школой начинается парк "новой" усадьбы Лизогубов:

18.


У украинских казаков часто бывали звучные фамилии вплоть до анекдотических Вырвиглаз или Зубзазуб - в степную вольницу бежали люди, оторвавшиеся от корней, часто с тёмным прошлым, и потому фамилии их происходили не от отчеств, а от прозвищ (собственно, и фамилия по-украниски "призвище"), и стало быть первый из Лизогубов был или подхолим, или бабник. Как бы то ни было, Лизогубы поднялись в годы Руины, в 1661 году Иван Лизогуб из Золотоноши уже был полковником в Каневе, занимал высокие посты по очереди при трёх враждовавших гетманах, и наконец стал черниговским полковником. В Седневе в 1680-х годах обосновался его сын Яков, и в 18 веке остававшийся одним из влиятельнейших людей Гетманщины... но время казаков и гетманов прошло, казацкая старшина, как и польская шляхта с Правобережья, влилась в состав русского дворянства, и в 1840-х годах из каменицы под защитой крепостных валов братья Андрей и Илья Лизогубы перебрались во дворец посреди парка:

19.


Прямо сказать - довольно скромный, но по-моему очень уютный, не для балов и примов, а для жизни. Его до 2010 года занимала та самая школа, для которой построили теперь дворец раза в три покрупнее. В этом дворце, на самом деле, она тоже была уместна, потому что бывал в нём в 19 веке весь цвет украинской культуры.

20.


Андрей и живший в другом месте третий брат Александр были военными, но в свободное время занимались музыкой. Илья Лизогуб и вовсе выучился в Женеве, слыл либералом-украинофилом, а для своих был просто художником. Следующее поколение и вовсе подалось в политику - Дмитрий Лизогуб стал народником, а Фёдор Лизогуб занимал один из важнейших постов в недолговечной УНР. Как результат, усадьбу посещали личности от поэтов и художников, включая вездесущего Тараса Шевченко до личностей вроде Андрея Желябова или Софьи Перовской. Так что и парк с недавних пор населяют скульптуры:

21.


22.


И хотя есть среди этих фигур и Тарас Шевченко, главный герой Лизогубовой усадьбы - другой украинский поэт Леонид Глебов. Своё самое известное стихотворение "Кручина" он написал, как считается, в этой беседке на краю обрыва (хотя с неё и другие поэты вдохновлялись, а художники рисовали), поэтому теперь она известна как Беседка Глебова:

23.


А лес, покрывающий склон, тут расступается, как узкая щелью меж занавесок, за которой видны лишь луга и рощи за рекою Снов. Сама она столь узкая и тихая, что просто не видна под обрывом, но представьте здесь предрассветный туман - и поймёте, насколько это место подходит художникам, равно как и название - реке:

24.


Рядом - остатки вала ни то древнерусской, ни то казацкой крепости, внутри которых и построена усадьба:

25.


За ним - возможно, какой-то усадебный флигель, надстроенный при Советах.

26.


На улице Шевченко, от усадебных ворот ведущей в сторону центра - что-то хозяйственное. За запертыми воротами видны совсем другие скульптуры:

27.


Но я пошёл не на площадь, а дальше на юг. К усадьбе с этой стороны примыкает Дом творчества художников, продолживший Лизогубовы традиции. Жаль только, что не нашлось здесь своего Сальвадора Дали - истинную сущности реки Снов сюрреалист раскрыл бы явно лучше пейзажиста. Сейчас дом художников выглядит мрачно, и как бы не беженцы с Донбасса в нём жили.

28.


Дальше уходит таинственного вида крутой овраг:

29.


Здесь уже не сны и не север, а скорее какое-то фэнтези:

30.


Местами овраг похож на тоннель:

31.


Особенно - своим тёмным входом:

32.


Седнев здесь сужается до единственной улицы:

33.


Дома на которой скорее всего принадлежат киевским и черниговским дачникам:

34.


Срубной коттедж за высоким забором - совсем как в России:

35.


Но есть тут и маленькое старое кладбище:

36.


А шёл я к самой дальней достопримечательности Седнева - маленькой Седневской ГЭС (1948-51), ещё в 1981 году остановленной, а в 1998 вновь вновь запущенной на местные нужды. В её проходной с 2015 года обитает музей электроэнергетики, откуда и на саму плотину водят экскурсии... но он оказался закрыт, а я так и не нашёл удобных точек, с которых было бы видно плотину.

37.


Так что оставалось лишь идти обратно на площадь, чтобы поймать там автобус в Чернигов. Кстати, заметили ли вы, что ни на одной фотографии Седнева нет людей? Обычно я стараюсь просто избегать прохожих в кадре, но здесь действительно НАСТОЛЬКО пустынно - люди, конечно, есть, но в уединении по улицам Седнева ходишь гораздо чаще, чем видя хотя бы одного прохожего. Население посёлка убывает с 1950-х годов, за полвека он ужался более чем вдвое. Так и течёт в тишине река Снов...

37а.


В следующих четырёх частях покажу сам Чернигов, один из самых интересных городов Украины. Но это будет примерно через месяц - утром на неделю уезжаю в Питер, а по возвращении оттуда отправимся (в постах, конечно, а не в жизни) в далёкий и экзотический Таджикистан.

По ссылкам-превью - другие места Украины, впечатлившие меня своей атмосферой тихой глухомани.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
Переяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.
Переяслав-Хмельницкий. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Седнев. Земля Снов.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

Date: 2017-01-13 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] 1eemon.livejournal.com
А как же Любеч? Или я что-то пропустил?

Date: 2017-01-13 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я в Любече я был в 2013-м. Тут в тексте аж две ссылки на него (в превью после поста, например).

Date: 2017-01-13 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] 1eemon.livejournal.com
Хм.. в превью ничего такого нет, но это не важно, если ты там был. Немного странное место, где плюс-минус сто лет не особо ощущается? .)

Date: 2017-01-13 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, именно так. Вообще потрясающе атмосферное место.
http://varandej.livejournal.com/630828.html

Странно, что не видно. Ну эти ссылки с картинками, 9 штук? Или этот сервис не во всех блогах отображается.

Date: 2017-01-13 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] 1eemon.livejournal.com
О, по прямой ссылке всё ок — спасибо!

Пыщь его знает, через почему так, но результат достигнут.

Date: 2017-01-14 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
В стандартном стиле не отображается.

Date: 2017-01-14 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pasharr.livejournal.com
У меня этот блок adblock режет

Date: 2017-01-13 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dor-zhur.livejournal.com
"в степную вольницу бежали люди, оторвавшиеся от корней, часто без роду и племени, и потому фамилии их происходили не от отчеств, а от прозвищ"
Совсем необязательно было быть без роду и племени, чтобы получить фамилию от прозвища. Писцовые книги отображают немало примеров, когда именно прозвище становилось фамилией землевладельцев. И с другой стороны, многие крепостные крестьяне "без роду и племени" до XIX века оставались вовсе без фамилий.

Date: 2017-01-13 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я неверно выразился. Заменил "часто без роду и племени" на "часто с тёмным прошлым". Ну и да, "часто", а не "всегда " :)

Date: 2017-01-13 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Вообще-то город Сновск тоже есть и тоже на Черниговщине. В советское и домайданное время - Щорс, по имени уроженца. Там же родился и "папа детей Арбата" Анатолий Рыбаков, до 4 или 5 лет бывший Фишерманом, но его родители русифицировали фамилию в годы Первой мировой войны. Кстати, "карта Снов" мне попадалась в "Детской энциклопедии" издания 70-х годов.

Date: 2017-01-13 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
И ещё кажется в Беларуси есть ПГТ Снов (без "ск" даже). И если бы я оказался там - тоже бы вспомнил эту карту.
Ещё на ней река Соть, которая на самом деле в Ярославской области.

Date: 2017-01-13 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Там ещё и Сакмара есть, на которой Саракташ по-моему расположен.

Date: 2017-01-14 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
И река Андога (это вообще Вологодчина, если не путаю).

Date: 2017-01-14 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Откуда взяли информацию про Фишермана? В своих мемуарах Рыбаков утверждает, что и дед его всегда был Рыбаковым. Славянские фамилии у евреев - дело обычное.

Date: 2017-01-14 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Не Фишерман, но Аронов - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Date: 2017-01-13 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Image

С вашего позволения, вот Георгиевская церковь с фасада. Да, пришлось лезть через острый забор (там, видимо, вообще редко бывает открыта калитка). Ну хоть, собак, слава Богу, не было.

Date: 2017-01-13 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Добавил в пост, что фото есть в комментариях.
Окошко в виде креста симпатичное.

Date: 2017-01-13 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Да вообще фасад необычный - могу ошибаться, но мне такие ни на Украине, ни где бы то ни было еще не попадались больше. Надо будет до белорусской церкви, упомянутой вами, добраться - интересный экземпляр.
Edited Date: 2017-01-13 11:32 pm (UTC)

Date: 2017-03-14 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] Татьяна Луговская (from livejournal.com)
Георгиевская церковь действующая, проходят все службы! Вы, наверно, не заметили слева от входа доска обьявлений и там телефон отца Тимона, позвонив, Вам бы обязательно открыли, все показали и рассказали!!!

Date: 2017-03-14 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ой, спасибо. Действительно, не обратила внимание. Если буду в следующий раз в Седневе, так и сделаю. А там вообще интересный интерьер или новодельный?

Date: 2017-03-14 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] Татьяна Луговская (from livejournal.com)
Интерьер чудесный! Деревянный вход - 500 лет! И др. детали старинные, а "Вий" с Наталией Варлей помните? Это всередине храма снимали, как панночка летала... Церковь очень насыщена положительной энергетикой, а все иконы в обрамлении рушников!

Date: 2017-03-15 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Старые иконы -это хорошо. И старые детали могут быть. Но откуда 500-летний портал, если сама церковь 1747 года постройки? К тому же именно фасадная часть воссоздана в ХХ веке...

Date: 2017-01-14 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Красотища, чем-то прибалтийским повеяло, даже пустынностью своей. В Литве и Беларуси таких местечек -- тьма тьмущая: барская усадьба, костёл/церковь, частный сектор.

Date: 2017-01-14 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com
Тож про карту вспомнил) На ней еще и Сонкино было, у Норд Урсуса промелькивало недавно))
Городок понравился, тихий и сонный) Ценковь поразительная.

Date: 2017-01-14 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Не помню такого :) Сонково, может быть? Там-то я действительно был год назад.

Date: 2017-01-14 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com
Точно, Сонково =) Вы его недавно упоминали в одном из постов, что мол "если поехать туда-то, то там будет Сонково, где я уже был".

Date: 2017-01-14 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
А-а-а. В посте про Лихославль, наверное. В самом Сонково я был, когда в Весьегонск ездил

Date: 2017-01-14 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] rsi-12-k.livejournal.com
а дороги то какие хорошие как для села

Date: 2017-01-14 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Похоже, что у посёлка есть какой-то хороший покровитель.

Date: 2017-01-22 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] oblidupa.livejournal.com
Новая школа и дороги появились в Седневе благодаря третьему Президенту Украиньі Виктору Ющенко.

Date: 2017-01-22 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Почему именно в Седневе?

Date: 2017-01-22 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] oblidupa.livejournal.com
Я думал, Вьі знали благодаря кому, просто не написали... Виктор Ющенко - большой любитель стариньі. Запал в душу ему, наверное, Седнев. Он умел во время президентства раскрутить олигархов на деньги для восстановления чего-то интересного. Лучший пример - восстановление Батурина - крепости и дворца Разумовского. Жаль, что в Седневе вьі не дошли до плотиньі - очень живописное место. В доме творчества художников вроде бьі переселенцьі никогода не жили. В том корпусе живут только летом - в нем нет централизованного отопления. Через мостик над живописньім яром - деревянньіе домики с теплом и горячей водой - там художники тусуются кругльій год. В деревянной Георгиевской церкви снимали фильм "Вий" за Гоголем.

Date: 2017-01-14 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Мне чем-то Псковщину напомнило. Особенно южную её часть.

Название Снов у меня ассоциируется с посёлком в Белоруссии, тем более, что я даже был там (недалеко от моей дачи). Забавно, что по-белорусски он Сноў (уже ассоциации со снегом)

Date: 2017-01-14 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Равно в украинском такая игра слов невозможно, у них же "снов - снiв", а река так и будет Снов.

Но в Псковщине, наверное, всё печальнее?

Date: 2017-01-14 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Трудно сказать. Мне как-то больше сами пейзажи показались похожими. Например, фото 14 сильно напомнило одну деревню рядом с Себежем. А райцентры на Псковщине, как правило, на удивление цивильные и опрятные (даже не знаю, как им при такой бедности это удаётся).

Date: 2017-01-15 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] evarzin.livejournal.com
Вот мне тоже чем-то Торопец напомнило по атмосфере. Может быть тоже город на вид севернее, чем он на самом деле находится, да и торопецкие храмы чем-то на украинские похожи.

Date: 2017-01-14 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Вроде бы "подхАлим" правильно. Прочитал с интересом.

Date: 2017-01-14 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com
Image
Вот эта карта =)

Date: 2017-01-14 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] albokarev.livejournal.com
Парные башни у Георгиевской в Седневе - это реконструкция 2000-х. Что там было исходно - неизвестно, по следам на бабинце сложно сказать что-то однозначно, тем более - определиться с высотой башен и их завершением. Башен (или чего-то им подобного) нет с 1852 года, когда с запада к ней была прирублена колокольня. В 1970-х остатки колокольни разобрали, потом была долгая и мучительная реставрация, церковь годами стояла без крыши, перекошенная к северу (бревна сруба подгнили) и в конце концов в 2004 загорелась. Затушить успели, но повреждения были вполне существенные. После этого ее разобрали и собрали заново, соорудив как раз нынешние башни. Какое-то количество старого леса в срубе осталось, впрочем, ну и габариты-окна повторены вполне точно.
Внутри она пустая. В 2009 церковь, внешне оконченную, но без отделки интерьера, передали УПЦ КП, из Чернигова приехало епархиальное руководство, торжественно провело освящение, пообещало что скоро тут будет многолюдная община, памятник основателям города и прочие красоты, и уехало обратно в Чернигов. С тех пор церковь так и стоит за забором. Сейчас думают, что с ней делать и где взять гроши на завершение отделки. Седнев - посёлок маленький, поселковые верующие, преимущественно - УПЦ (МП).

Date: 2017-01-14 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] rolland-92.livejournal.com
Ничего так городок!)
"(собственно, и фамилия по-украниски "призвище")"(с) - фамилия по-украински - прізвище/призвЫще :)

Date: 2017-01-15 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Жаль, что Вы начали скатываться в желтизну. Иронизировать по поводу фамилий исторических персонажей - дурной тон.

Date: 2017-01-15 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vovaz-2000.livejournal.com
тогда можно добавить, что прозвище - призвісько

Profile

varandej: (Default)
varandej

June 2017

S M T W T F S
     123
456 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 2930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 10:48 am
Powered by Dreamwidth Studios