varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Среди бесчисленных индустриальных гигантов России посёлок Никель (12 тыс. жителей), центр Печенгского района, стоит особняком. Во-первых, он самый северный (69'24) - даже Норильск находится на 4 минуты южнее. Во-вторых - один из самых грязных: в сущности, это и есть "Малый Норильск", тундры вокруг сожжены, а на улице пахнет серой. В-третьих - самый пограничный, его трубы прекрасно видны из Норвегии. И в-четвёртых он был основан в 1934 году, когда Печенга (Петсамо) принадлежала Финляндии, и назывался изначально Колосйоки. Американские и французские компании вели здесь добычу никелевых руд, и говорят, именно давление этих стран не позволило СССР присоединить Печенгу в 1939 году. 
А всё вместе сложилось в совершенно неповторимый ансамбль финских и советских зданий, адаптированных к условиям Крайнего Севера у подножья монструозного горно-обогатительного комбината.

От Заполярного до Никеля - всего 19 километров, и два города образуют единое целое. Это касается и производственной цепочки, и разделения функций. Заполярный - чуть-чуть крупнее и город. Никель - ПГТ, но зато райцентр. Народ активно ездит в обе стороны на работу. Вот так выглядит дорога, соединяющая два города - мёртвая тундра вокруг напоминает пустыню:



Дорога проходит по краю сопки, на высоте около 200 метров над городом, и гигантский завод отсюда кажется игрушкой. Через 7 километров шоссе повернет на север, а еще через 20 - Борисоглебский, единственный погранпереход в Норвегию (да и в самой Норвегии он тоже единственный). Именно к Норвегии относятся вон те сопки, выглядывающие из-за горизонта:



Никель... Город не случайно назван в честь металла, который здесь добывают. Комбинат довлеет над городом, как Нотр-Дам. За городом - два озера, поближе Куэтсъярв, подальше - Сальмиярви. Показательно, что название первого - саамское, второго - финское. А за Сальмиярви - Норвегия:



Чуть восточнее комбината (то есть чуть ближе к Заполярному) - станция Никель, конечный пункт самой северной в мире железной дороги. Виден вокзал на краю огромного поля отвалов и отстойников:



С дороги есть два спуска - один мимо комбината, другой - на дальнем конце города. Первый ведёт к главной площади, второй - к автовокзалу, причём оба места служат конечными для маршруток из Заполярного. На сам комбинат и прилегающие к нему артефакты мы полюбуемся чуть позже,  сейчас же сразу спустимся к площади:



Никель представляет собой неправильный четырехугольник около 2 километров в поперечнике, и эта площадь с парадной сталинкой - на его углу. Позади - районная администрация и трубы комбината:



У самого монументального в городе дома - развилка двух главных улиц. Налево - Гвардейский проспект, направо - улица Победы. Я сначала пошёл по Гвардейскому:



Воскресное утро редкого в Заполярье жаркого дня. Тихо, пустынно и очень светло. На улице невыносимо, до тошноты, пахнет серой. В Заполярном этот запах намного слабее, я успел там к нему привыкнуть. В Никеле же для этого нужны, наверное, годы.



Гвардейский проспект - улица в основном сталинская, но в местных сталинках прослеживаются какие-то скандинавские мотивы:





Потом начинаются более тривиальные многоэтажки:



Озадачил вот этот дом - три секции вполне обычной хрущобы, а вот крайняя левая напоминает финский функционализм.



Двор с довлеющими трубами. Привыкайте - эти трубы видны, кажется, даже если стоять к ним спиной. Но обратите внимание и на количество машин, неожиданное для райцентра, и на общую ухоженность. Видно, что город довольно зажиточный - но при этом даже рано утром в воскресением ходить тут мне было страшновато.



Со дворов Гвардейского проспекта Никель виден почти от края до края - в основном он вот такой. В Заполярье очень сильные ветры, и деревья не растут выше домов.



Здесь же затесался целый квартал финских "бараков" - так они выглядят со стороны Гвардейского:



Так - с обратной стороны. Впрочем, и здесь финское происхождение под вопросом:



А вот в этом пейзаже - весь российский Крайний Север:



Ну, или вот в этом.



Это - кажется, улица Ленина. Впрочем, настоящими улицами выглядят только Гвардейский и Победы, а остальное - как будто проезды дворов.



Одноэтажные сталинки в конце той же улицы и трубы, безраздельные трубы:



Теперь пойдём по улице Победы - она гораздо короче, и в архитектурном плане особенно интересна:



Кто бывал в Сортавале, Приозерске, Выборге и внимательно смотрел по сторонам - признает и в этих трёхэтажках дома финской эпохи. Уже не бараки, а ровно то, что спустя 30 лет в СССР будут называть "хрущобами".



Они выглядят очень уютно, но по крайней мере в Выборге и Сортавале функционалистические дома "славятся" своей теснотой. Что лучше здесь - сталинки или финляндки - я не знаю.



Во дворах некоторых - вот такие вот памятники деревянного зодчества. Что это такое? Ну, какой же журнал о путешествиях по России без помойки? Если я не фотографирую и не выкладываю помойки - значит, я равнодушный. Вот это и есть пойомка, судя по всему финская. Я туда даже зашёл и воспользовался по назначению - выкинул пустую бутылку:



Но в целом, как я уже писал в посте про Мурмаши, строившиеся в те же самые годы, советские посёлок кажется мне намного более уютным, продуманным и эстетичным, чем финский. Впрочем, в Мурмашах жили энергетики, а тут - шахтёры:



Глыба никелевой руды - почему-то памятник 30-летию освобождения (то есть присоединения) Печенги. Но идея водрузить кусок руды на улице - очень интересная. Напротив - вот такие вот очаровательные граффити. Думаю, впервые приехавшим сюда норгам и финнам они несколько ломают стереотипы о России - которые, впрочем, подтверждает весь остальной город.



В конце улицы Победы - Дом Культуры "Восход", прекрасно видимый с главной площади. Вся улица длиной от силы полкилометра:



ДК довольно интересный в архитектурном плане. Вот только выглядит двусмысленно: Ленин с наложницами, или наоборот Ленин на искушения не ведётся? Здание судя по всему изначально не финское - по крайней мере на довоенных фотографиях Колосйоки его нет, в отличие от трёхэтажек:



Теперь вернёмся на площадь с администрацией. На её заднем дворе, на каменном холме - руины Никольской церкви, построенной лет десять назад и сгоревшей в ноябре 2010 года. Уцелели лишь каменные ворота, но удивительнее то, что за полгода даже не разобрали завал:



Жутковатый вид:



С холма - интересные виды. Севернее, ближе к озеру, хорошо видна ТЭЦ. Судя по всему, она тоже финской постройки, и вероятно это первое здание медно-никилевого завода:



Сам Никель - поражает рафинированность его пейзажа. Дома ухоженные, но белые, и это необычно: чаще на Крайнем Севере дома предпочитают красить в яркие цвета из-за общей скудности палитры. Ещё удивительнее то, что белые стены не почернели от гари.



Но в целом, Никель имеет своё неповторимое архитектурное лицо:



С другой стороны - сам комбинат, бесконечно гигантский и страшный. Я так и не сходил к его проходной, расположенной ниже по склону. Все постройки - советские, высота труб около 200 метров. Особенно интересна низкая бетонная труба справа - это официально памятник промышленной архитектуры, первая цельнобетонная труба в бывшем СССР (1949), на момент постройки бывшая ещё и самой высокой трубой Союза (160м). Увы. верхушку (35 метров) пару лет назад пришлось срезать, так как за полвека сернистые выбросы разъели бетон:



Левее комбината - грузовая станция и уходящая к горизонту мёртвая земля. Ветер обычно несёт всю гарь туда, к западу от комбината же местность почти не изувечена.



Отсюда я решил подниматься обратно на сопку. Хорошо видно пожарное депо и три финских дома у дороги, ведущей к площади:



Финляндки совершенно заброшены. Знать бы, чем они были:



Иду наверх по горелой земле:



Пожарное депо, фрагменты комбината, и то ли технический пруд, то ли отстойник прямо на отвалах:



Железный лес на зараженной земле. Что-то из песен Янки Дягилевой:



В распадке каким-то чудом образовалось болото. Как тот куст терновникак в Мордоре, куда упали убегавшие от орков Фродо и Сэм. Вдоль ручья - липкая вязкая чёрная грязь,  в которую страшно ступать.



Подобрал с земли ржавую железяку на память - но она просто раскрошилась у меня в руке! Такой тут воздух - не удушливый, а едкий. Обратите внимание, что в отличие от не менее жуткого Карабаша здесь почти не отравлены вода и земля, так как у всех рек и ручьев первозданный голубой цвет (в Карабаше - в основном жёлтый и красный). Судя по всему,  растительность убивает именно воздух:



Кое-как, с парой привалов, я выбрался на трассу, поднялся ещё чуть выше по склону, и просто сидел минут 20, созерцая изрыгающие разноцветные дымы комбинат. Зелёные холмы на горизонте - не Норвегия, а Россия. Но на глаз не отличить. Хорошо видно, что мёртвая земля тянется на северо-восток узкой полосой.



При помощи ультразума можно заглянуть и в центр комбината. Видите людей?



Западнее (левее) - нечто похожее на зелёную грядку. Это пытаются восстанавливать лес, и выше трассы деревца прижились. Ниже - лишь мёртвые палки с редкими листиками. Перепад высоты всего метров 10, но концентрация ядовитых газов уже отличается. К тому же, вниз стекают и выхлопы проезжающих автомобилей.



А синие горы вдали - это Норвегия. Норги, как уже говорилось - частый гость в этих краях, и даже пытаясь уехать в Заполярный автостопом, я видел 3-4 машины с норвежскими номерами. Вот так въезжаешь из лучшей страны мира в Россию, а тебя встречают дым, мёртвая земля и запах серы. Классическое "добро пожаловать в ад", а дальше ещё и воинские части на десятки километров. Но в том-то и дело, что масштабы экологической катастрофы здесь столь же ужасают и по российским меркам. Я объехал очень много промышленных городов и районов, и среди того, что видел я, "достойны" Никеля всего два места - уральский Карабаш и донбасское Енакиево. Ну и конечно Норильск, где я пока не был - там, говорят, всё то же самое, но в десятки раз больше.

В следующих двух частях отправимся в посёлок Печенга, историческую столицу этих мест доникелевой эпохи.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или "Еду я по тундре..."
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Date: 2011-08-01 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну ничего так, оптимистично :)

Date: 2011-08-01 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] thelof.livejournal.com
мрачное место этот Никель! Спасибо за репортаж!

Date: 2011-08-01 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
спасибо, очень интересно

Date: 2011-08-01 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] xotab-81.livejournal.com
Город как я понимаю живет исключительно комбинатом?

Date: 2011-08-01 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В первую очередь да, хотя, думаю, сколько-то людей связаны с границей.
Но в целом - классический моногород.

(no subject)

From: [identity profile] xotab-81.livejournal.com - Date: 2011-08-01 07:52 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com
Значит погранпереход живой и рабочий. значит понятно как сделать кольцо :)

Date: 2011-08-01 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да он всегда рабочий был. Борисоглебское вроде с нашей стороны.

(no subject)

From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com - Date: 2011-08-01 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-08-01 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thelof.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thelof.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thelof.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-08-01 03:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
(ежится) Страшно смотрится. Если в Карабаше теоретически рядом лес, то в тундре это все совсем как-то безнадежно выглядит. И это ты еще летом был.

Date: 2011-08-01 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Думаю, зимой там как раз веселее - снега всё сглаживают.
Вот действительно страшно там, я думаю, весной и осенью, да и вообще в пасмурную погоду.

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-08-01 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-08-01 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-08-01 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thelof.livejournal.com - Date: 2011-08-01 11:08 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] kustic.livejournal.com
С огромным интересом читаю Вашу серию репортажей! С нетерпением жду репортажа из Териберки, интересно как Вы о ней напишете :)

Date: 2011-08-01 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] fesma94.livejournal.com
Адский Адъ! Человек-самое большая ошибка матушки-природы!

Date: 2013-01-22 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] Катерина Лобачёва (from livejournal.com)
На 100 % согласна !!!

Date: 2011-08-01 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nordprod.livejournal.com
Даже не знал про финский функционализм в этих краях, интересно.
Насчет пром. запахов: в Днепродзержинске 150 гр. очень помогли, вонь куда-то как бы исчезла. Тебе и 100 наверное хватит, в отдельных ситуациях можно нарушать трезвенничество :)

Date: 2011-08-01 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот-вот, и я не знал :) В итоге я эти трёхэтажки углядел на довоенных фотографиях Колосйоки, а потом приглядевшись обнаружил их и на современных чужих фото. Но в целом поиск финских зданий на Печенге был одной из главных интриг поездки. Вообще, удивительно - мимо Никеля туристов ездит немерено, но спуститься вниз и потратить часок на прогулку по городу всем в лом. Впрочем, ЗДЕСЬ я их понимаю.

А насчёт запаха... В том-то и дело, что здесь запах намного сильнее. У меня обоняние вообще слабое, и в городах типа Днепродзержинска или Нижнего Тагила я ощущал немного запах окалины, к которому привыкал за несколько минут. Здесь же отчётливый и очень сильный запах серы, такой сладковатый.

(no subject)

From: [identity profile] nordprod.livejournal.com - Date: 2011-08-01 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com - Date: 2013-06-05 05:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] longlink.livejournal.com
А про людей ничего не написал!

Date: 2011-08-01 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Зато помойку сфотографировал!

(no subject)

From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com - Date: 2013-06-05 05:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] don-serhio.livejournal.com
Жуть. Но колоритно. У Вас индастриэл как всегда на высоте :)

Date: 2011-08-01 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Ну люблю я индустриальные пейзажи, и видимо поэтому хорошо их чувствую.

Date: 2011-08-01 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
На редкость мрачное место. Даже Карабаш на фотках не выглядел столь апокалиптично

Date: 2011-08-01 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Самое жуткое там - запах серы.
Цветная металлургия и Крайний Север - действительно, страшное сочетание. А ведь есть ещё Норильск...

Date: 2011-08-01 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Природа тут весьма странная. А архитектура слишком простая. Но городская среда в Никеле есть. Не везёт самым высоким трубам в нашей стране. В Дулёво взорвали, в Никеле срезали.

Date: 2011-08-01 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А что в Дулёво было?

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-08-01 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-08-01 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-08-01 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-08-01 09:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-01 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mishbanych.livejournal.com
О да, настоящий бедленд вокруг.
Эстетика сурового Никеля воспета в клипе группы White Lies:



А кусок руды видал в посёлке Бачатский разрез (какая-то круглая тонна), но он там в стекле сидит.

Date: 2011-08-01 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, видел я этот клип, когда к поездке готовился... Стиль всё-таки не тот. Больше подошёл бы какой-нибудь индастриал или металл.

(no subject)

From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com - Date: 2013-06-05 05:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-11 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Сурово. На фото - посуровей по масштабам, чем Карабаш. Там всё же более локально. Но зато не страха с разноцветными лужами :)

Date: 2011-11-24 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] denis shirshov (from livejournal.com)
О, вполне адекватный фоторепортаж, интересно было посмотреть. Спасибо!
..Улицы Ленина, как неудивительно, нет в Никеле. На фото - улица Мира.
Помойки не финские, а вполне советские. Правда деревянных сейчас немного осталось, заменили в конце 90-х на бетонные. Не знаю откуда такие помойки, в других городах таких не видел. Проектировали Никель питерские архитекторы, может оттуда ноги растут. На деревянной помойке в нашем дворе в детстве мы играли в футбол на одни ворота, тогда вокруг них было гораздо чище, чем сейчас.
Котельная тоже не финская, но есть эндемичная канадская труба на комбинате - квадратного сечения из кирпича. Инковская труба была самой высокой в европе (>150 метров), пока ее не взорвали немцы при отступлении в октябре 1944. (Дома гражданской постройки - финские, промышленные здания же были канадскими. Компании ИНКО.)
Двухэтажные сносимые дома - тоже финские, с надстроенным вторым этажом после войны.
Норвежцев очень интригует Никель, особенно если они галопом по нему не проносятся, а пытаются вникнуть в него. Место на пересечении культур, многослойное.
Я лично не очень люблю ходить по Никелю, но зато тот дзен который можно поймать поднявшись на Петсамо-тунтури наверх или спустившись в леса Пасвика вниз - встречается только в Лапландии, к коей Никель и принадлежит.
До начала 70-х годов, когда в Никель стали привозить норильскую руду с большим содержанием серы - в поселке на улицах росли сосны, а на ныне голых склонах над ним, дети, собиравшие ягоды/грибы, могли легко заблудиться в лесу (по рассказам старожилов).
Многие никельчане любят уходить на рыбалку. Сейчас еще становится популярным ездить на день в соседний норвежский Киркенес (1.5 часа езды). На носу безвизовая зона между Сванвиком, Киркенесом, Никелем, Заполярным и Корзуново.

Date: 2012-02-27 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] сергей трофимов (from livejournal.com)
в никеле не был 18 лет. но не давно был в карабаше и как пишет автор, цвет воды и земли, скорей подойдёт для фильмов в стиле " фентези". хотя люди живут и там тоже

Date: 2012-03-27 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Новожилов (from livejournal.com)
Кстати, что касается запаха серы: к нему не привыкаешь...
И чувствуется он только когда ветер дует в сторону посёлка
Жил там с 1980 по 1995

Date: 2013-06-05 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com
Да, сегодня серы этой нанюхались. Отстой полнейший.

Date: 2012-03-28 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Малиев (from livejournal.com)
Сам живу в Никеле. Могу скинуть некоторое количество фотографий.

Date: 2012-04-17 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] Елена Луценко (from livejournal.com)
Спасибо за хороший репортаж про наш поселок, на самом деле он выглядит ужасней, особенно весной, когда тает снег. Если бы еще им занималась администрация поселка, то наш городок был бы намного приличнее

Date: 2012-10-25 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] Олег Томсон (from livejournal.com)
Спасибо автору за реализм и комментарий к фото. Бог меня помиловал и отпустил: в 1975 году я покинул сей уголок России. Но я застал то время, когда морошку собирали около поселка и рыбалка была отменная на 1 мосту.
Это как же надо ненавидеть Землю, чтобы так её засрать! Простите ради Бога!
С уважением,
Олег

Date: 2013-05-12 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com
В июне туда едем в отпуск. =)

Date: 2013-06-05 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sirena-evklad.livejournal.com
Около статуи оленей обнаружил ещё мишку на шаре и слоника-горку.
А к картинке на стене "Библиотеки" пририсовали кровавую лыбищу пацанёнку.
Я сейчас в Никеле. Местами - весьма жутко =)

Date: 2013-10-14 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] Андрей Захаренко (from livejournal.com)
Вода и почва более чем отравлены, но не взвесями и органикой, а металлами и серой. И кстати, весёленький голубой цвет воде может придавать медь в больших количествах.

Date: 2016-05-29 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] sckeleron.livejournal.com
Дом, милый дом.

Profile

varandej: (Default)
varandej

June 2017

S M T W T F S
     123
456 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 2930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 07:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios