varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Варзуга - единственное село Терского берега, стоящее не у моря, в двадцати километрах от устья одноимённой реки. Расположенная севернее, она словно нависает над побережьем, и на протяжении веков была флагманом терских селений. Известная с 1466 года, именно Варзуга была столицей "волости Тре", и вплоть до основания Мурманска соперничала с Колой за роль центра Кольского полуострова.
Особую роль Варзуга сохранила и ныне, в чём-то напоминая мезенскую Кимжу. Достаточно сказать, что и мезенцы, и терчане независимо друг от друга прозвали жителей этих двух сёл "фараонами". Но эта особая роль да сила впечатления - всё, что роднит Кимжу и Варзугу. В остальном два села по разные стороны Белого моря бесконечно различны.

И сразу извиняюсь за размер поста. Меньше - никак, а разбивать пополам рассказ о селе, где почти всё интересное видно с одной точки - бессмысленно.

...Так получилось, что я в Варзугу ездил дважды. Сначала - автобусом, на два часа, но наверняка. Автобус ходит по понедельникам, средам и пятницам, к его отправлению прибывает рейс из Кандалакши, из Умбы он выходит в 10:30, до Варзуги доезжает примерно к часу, а назад уходит в 15:00. Второй раз я поехал сюда на попутке, поймав первый же "Урал", и провёл здесь целый день до полуночи, пока не уехал назад с оказией. Не проблема на самом деле заночевать и прямо в Варзуге, и здесь меня все стыдили за то, что я выбрал тоню Тетрина - но очень уж хотелось пожить у моря.
Автобус пребывает на площадку у въезда в село, почти оттуда же лестница ведёт на высокий холм, с которого снят и вводный кадр. Как на ладони главная достопримечательность Варзуги - настоящий погост-тройник:



Шатровая Успенская церковь (1674) и прямоугольная Афанасьевская (1854). Колокольня - новодел (2001), условно "по мотивам" снесенной. На переднем плане, у кладбища - часовня Уара Мученика (2005), простенькая, но с красивейшим и очень современным резным убранством. Вокруг храмов - несколько гражданских зданий, где живут отец Митрофан и его команда, о которых я расскажу чуть позже. Домик в центре кадра - как я понял, лично Митрофана, а дом с башней справа - что-то вроде общежития.



Успенская церковь уникальна по целому ряду пунктов. Например, это самая северная в России допетровская постройка, почти на Полярном круге. Да и в мире есть ли постройки такого возраста севернее? Многие считают её и самым совершенным деревянным шатровым храмом - впрочем, мне церковь в Пияле показалась совершеннее. К тому же, хотя на фотографиях она кажется огромной, в действительности Успенская церковь очень маленькая.
А вот колокольня рядом, кто бы что ни говорил, меня впечатлила. Считается, что это точная копия стоявшей здесь до революции, но мне показывали фотографию - верхушка колокольни явный новодел. Причём очень нетрадиционный: "четверик на восьмерике". Деревянный модернизм в северной деревне - разве это может не впечатлять?



Посмотрим левее. Здесь хорошо видно, что Варзуга - это как бы два разных села. На этом берегу - Пречистенская сторона, которая фактически является не селом, а колхозом "Всходы Коммунизма". Эти коттеджи колхоз раздал сотрудникам в бессрочное пользование, но землю под ними оставил себе. Вообще, о "Всходах Коммунизма" и его погибшем в автокатастрофе председателе Святославе Калюжине я уже писал в прошлой части: для Терского это как для России "Газпром". Облик Пречистенской стороны - наглядное тому подтверждение. Ну а за рекой - Никольская сторона, "Варзуга для своих", настоящее северное село, куда обязательно надо добраться. Мы ещё полюбуемся Варзугой с тех песчаных холмов.



Над селом то и дело появляется вертолёт. "Всходы Коммунизма" занимались лесом и рыбой - в сущности, больше ничего тут и нет. И кто-то догадался, что можно в лесу и из леса построить кемпинги, где будут за деньги ловить рыбу. В окрестностях Варзуги появилось 14 рыбачьих баз отдыха на глухих озёрах, и их основной контингент - иностранцы. Особенно часто поминают норвежцев и американцев, а википедия пишет, что самый популярный тут гость - англичане. Как бы то ни было, на этих кемпингах отдыхают  в том числе начальники корпораций с всемирно известными брендами (например, "Kodak"), рок-звёзды (например, Эрик Клэптон) и другие подобные личности. И спрашивается, зачем ТАКИМ людям из развитых северных стран ехать в Мурманскую область? Внятного ответа мне никто дать не смог, только что-то про самую экологически чистую сёмгу.



Вот куда-то туда этот вертолёт их и возит. Вид вверх по течению Варзуги - и там дальше нет ни единого населённого пункта:



Спускаемся. Так выглядит главная площадь села, в обиходе это место известно как "у ресторана". Сюда прибывает автобус, за моей спиной - выезд. Коттеджики смотрится очень забавно:



Сам же ресторан, обычно закрытый (зато открыт магазин в другой секции здания) - тоже шедевр деревянного зодчества. Советского:



В особенности - его конёк:



Во второй приезд в первом домике у ресторана меня поили чаем, угощали гречкой и котлетой из горбуши. Здесь это не роскошь - горбуша рядом плавает, в речке. Вообще, звать гостя на чай в северных деревнях абсолютно нормально, это даже не акт вежливости. Хозяйка дома Ирина - как я понял, повар всея Варзуги, так как ей предстояло кормить прибывших из Москвы студентов-практикантов. Ещё в доме жили два её сына, у старшего - жена и маленькие дети, а младший только-только вернулся из Североморска, где служил на флоте.
Небольшая зарисовка почти у её крыльца - "Жигуль" с модным тюнингом на фоне коттеджей Пречистенского берега:



Далее - пойдём к погосту:



На погосте сейчас кипит жизнь. Так получилось, что в Варзуге подобралась целая команда людей с редким для нашей страны сочетанием качеств - честных, но деловых. Среди них - покойный Калюжин, но ныне за главного - иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель этих церквей. Его имя я слышал не раз задолго до приезда в Варзугу. Он инициировал и возглавляет реставрацию погоста; известен как писатель и публицист - автор житий Кольских святых, книги "Неугасимая лампада Курска" (попытка духовного осмысления катастрофы в Баренцевом море), организатор ежегодной конференции в Варзуге. Самого Митрофана мне повезло увидеть только в самом конце - я ехал назад той машиной, которая его привезла. Но я общался с его сподвижниками, будь то послушник или столяр-мирянин, и верю - таких людей не смог бы собрать кто попало.



Ещё в Кандалакше в толпе, ждавшей автобуса, меня нашёл человек и попросил передать в Варзугу оказию - рулон гидроизоляции и две коробочки скрепок. Я поотнекивался-поотнекивался, но повёз. Уже в Умбе, садясь в ПАЗик, я сразу стал другом для местных, стоило было сказать, кому везу груз. На следующий день, выйдя с тони Тетрина на тракт, я остановил "Урал", который вёз доски сюда же. Вот  так получилось - в один день я вёз оказию, в другой - оказия везла меня. Более того - и вывез из Варзуги на второй день меня именно тот человек, который передал мне оказию в Кандалакше.



В основном же меня сопровождал здесь послушник Андрей из Питера - в прошлом тоже путешественник, автостопщик, в итоге осевший здесь, на "малой родине". С ним мы хорошо сошлись в теме православной философии, в вопросах смирения и отношения к постигшим бедам. Темой прошлой конференции в Варзуге было "Страдания и их роль в духовном становлении человека", Андрей показывал мне книгу докладов, и под всеми абзацами, которые попались мне на глаза, я был готов подписаться.



Ещё запомнился плотник, имя которого я забыл - очень доброжелательный мужичок из Умбы, живший на втором этаже дома с башней. Позвал меня в свою комнатку с видом на церкви, угостил чаем и бутербродами, долго разговаривали о жизни. Он рассказал, что в Умбе у него трёхкомнатная квартира - жену похоронил, дети выросли, сам на пенсии. Но возвращаться туда его совсем не тянет - так и живёт здесь, работает (если мне не изменяет память) бесплатно, но и без напряжения - когда самому хочется, или когда Митрофану особенно надо. Работает на совесть - когда уезжает, обнаруживается, что и заменить-то его тут некем. Вот такой вот коммунизм в отношениях отдельно взятых людей.



Впрочем, не всё тут однозначно благостно. Зайдя в дом с башней в поисках Андрея, я заглянул в одну из комнат, услышав там голоса. Голос принадлежали телевизору, а на койке лежал форменный бомж с забинтованной рукой, который потребовал "Пить!". Я налил ему воды, принёс - он выпил, разлив полстакана на себя. Как мне потом рассказали, это звонарь Олег - он поранил руку циркуляркой, и ушёл в запой. Подозревают, что уже и не выберется. Меня он в итоге, выбравшись вечером из дома, маленько ограбил:
-Слушай, ну тут дело такое, я одному человеку 300 рублей должен, а все мои деньги у Митрофана. Он тебе вечером отдаст!.
Я уже так привык, что тут все честные, и поверил. Увы, алкоголь даже самого честного помора превращает в животное. Когда я рассказал о случившемся другим, меня крепко отругали - вполне теперь возможно, что уже и нет этого Олега на свете или он стал калекой, и всё из-за бухла, купленного на мои деньги. Впрочем, отругали, но добавили - не я виноват, а алкоголь.



Впрочем, это единственный негативный эпизод моего общения с обитателями Терского. Вообще же, о поморах и алкоголе на тоне Тетрина мне рассказывали примерно такую историю:
-А у друга моего в Чаваньге отец жил, убили его пару лет назад. Как убили? Да он алкоголик был, 15 лет бухал не просыхая. А тут у него в Москве родственница померла, а квартира по наследству ему переходила. Ну, он обрадовался, запил еще сильнее, по деревне ходил и на радостях всем всё подарить обещал: тебе - телевизор, тебе - невод и так далее. Кончилось тем, что он просто забыл, кому что обещал. И когда его отъезд обмывали, обнаружилось - на телевизор три претендента, на невод - два... В общем, по пьяне мужики его отп*здили, а он взял - и помер. Потом друг мой с доктором туда приезжают, а доктор покойника режет и другу показывает: вот печень - она бы прослужила ещё от силы полгода, вот почки - они бы прослужили максимум 7-8 месяцев. А за драку никого не наказали - милиции там нет, а как приехала - мужики просто все в лес ушли.



Но вернёмся к погосту, который действительно стал центром села. Здесь же и сцена для уже упомянутых конференций, и странный термометр на ножке (выше), и очень красивый крест - и только сейчас до меня дошло, что скорее всего его и сделал тот самый столяр, поивший меня чаем.



Что же касается Успенской церкви, то недавно её реставрировали "Поморские плотники". Кому надо - поймёт, что это значит. Тем не менее, церковь не бросили гнить, как Одигитрию в Кимже, и когда внезапно закончились деньги - Митрофан сумел найти спонсоров. Отреставрировали в итоге очень красиво... хотя, преподаватели МАРХИ (о них позже) тут нашли несколько недостатков, которые я бы в принципе не заметил. В закатном свете церковь безумно красива - будто огонь и дерево нашли общий язык:



Более того, я и внутрь просочился, хотя сейчас это запрещено - там идёт реставрация. А между тем, в церкви сохранился аутентичный иконостас, где значительная часть икон - 17 века:



А также резьба - фигурки ангелов в полёте:



И неожиданное для деревянной церкви великолепное паникадило:



Погост стоит у реки, и вдоль берега тянется улица аутентичных поморских изб - едва ли не единственная на этой стороне:



Две местные жительницы идут к переправе. Вообще, Варзуга - село живое, шумное, даже весёлое. Много детей и молодёжи, причём последние исправно сидят "Вконтакте". Но при этом, как уже говорилось, здесь не исчезли северные нравы. В этом ещё одно отличие от Кимжи, чьё очарование наоборот в остановившемся времени.



Вообще, о Варзуге я слышал и то, что она сильно испорчена туризмом, и здесь у многих "доллары в глазах". Не заметил. Туристов тут правда много, причём в основном на джипах и мотоциклах, с крутой фототехникой и вообще. Может быть, к таким и правда отношение потребительское. Я же приехал на ПАЗике, вместе с обычными варзужанами - и ко мне отношение было тоже как к обычному человеку.



Река Варзуга - красивая и довольно широкая:



Выше села - глухие берега:



На зелёном острове пасутся коровы, которых оттуда в село перегоняют вплавь:




За рекой - Никольская сторона. Крест на горе обозначает место, где стояла известная с 1466 году крепость, столица волости Тре. Вообще, чтобы понять значение Варзуги в Новгородской республике и в первые десятилетия под Москвой, надо пояснить: Новгородская республика имела чёткое административное деление, и состояла из пятин (5 центральных провинций, сходившихся к Новгороду) и волостей - синонимом этого слово можно считать "владения", "доминионы". Волостей было тоже пять: Заволочье (Архангельская область), Пермь (юг нынешней Коми и север Пермского края), Печора (север нынешней Коми), Югра (за Уралом) и собственно волость Тре. Вот там и стояла столица самой северной новгородской колонии:



...Вообще, в первый час в Варзуге я испытал разочарование, особенно вспоминая Кимжу без единого здания ХХ века. Андрей мне сказал сразу: "За два часа Варзугу не понять". Согласен - как ни пафосно, но главная достопримечательность здесь - люди. Но если у вас мало времени, к пониманию Варзуги можно приблизиться, просто переправившись через реку.



Рейсовый карбас с мотором тут курсирует с 9 до 17 часов, перевозит даже одного человека, и стоит это 10 рублей. В неурочное время переправиться тоже можно за баснословную сумму 50 (пятьдесят) рублей. Вот он, этот карбас - у берега:



Вообще, прокатиться на карбасе, который в этих краях то же, что в Египте - фелюк, тоже необходимо. В лодках я немного разбираюсь, всё же сам вырос на крупной реке, и больше всего поразился тому, насколько карбас лёгкий и маневренный - по воде он буквально скользит. Борта очень низкие - сначала это как-то пугает. Причём, судя по всему, речные и морские карбасы несколько отличаются друг от друга. Вид с лодки - будто прямо от поверхности:



Вот мы и на Никольской стороне:



Здесь всё совсем иначе:



Узкие кривые улочки меж изб, бани вдоль воды, лодки во дворах. Настоящий Север, вот только редко встретишь на Севере такую ухоженность.



Женщина стирает бельё. Обратите внимание на размер чайки:



Люди что-то собирают на Коровьем острове (пардон, название даю сам):



Когда-то здесь был свой погост-тройник, две церкви которого - Петропавловская (1854, длинная) и Никольская (конец 18 века) обезглавлены и напоминают амбары. Есть тут где-то и "пень" колокольни, но я его даже не заметил:



Петропавловская церковь используется как клуб, а для Никольской как раз и заготовлены те доски и главки у Митрофана. Но - 5 храмов (включая часовню Уара) в селе! Два тройника напротив друг друга - если удастся возродить и второй... Это потрясающе.



Ещё один крест. Никольская сторона чуть выше по течению, чем Пречистенская - и напротив церквей уже дикий берег:



В центре - воинский мемориал, почти такой же, как в Кимже:



Центр Сохранения Поморской культуры:



Изба - впрочем, архитектура и здесь не слишком архаичная:



Зато народ - ещё более искренний, чем на той стороне. На одной из улиц повстречался мне седой мужчина ("стариком", "дедом" его назвать язык не повернётся), по виду - чистокровный помор: худощавый, сухой, обветренный, и с тонкими моршинами и буквально светящимися голубыми глазами. Поговорили немного, позвал меня к себе в избу чаю попить да ухи поесть, и мне было очень жаль, что пришлось отказаться - на том берегу ждал автобус. Не столь продолжительными, но очень тёплыми были и все остальные контакты. А ещё - здесь нормально ходить без спросу по чужим дворам! По крайней мере напрямую через двор я и вышел за околицу:



К вот этим песчаным холмам. По сути дела это барханы, покрытые травой - и лишь трава держит их движение. Доказательство тому - соседняя Кузомень, утонувшая в освободившихся песках.



С этих холмов вид ещё более завораживающий, чем с холма в центре:



Отлично виден погост, спуск к реке, лодка у переправы:



И холм, откуда снимались виды в начале поста. Внизу - "ресторан", наверху - школа, на склоне - два ряда коттеджей. И - такие же точно пески:



Кладбище - не запрятанное в лесу, а открытое реке, взглядам и небу. Туда я дойти не успел:



И заметьте, какие чёткие тут все линии. Это не фотошоп, здесь действительно такой воздух. Покинув эти края, понимаешь, что на большей части мира смотришь как будто бы сквозь грязное стекло.

Оглянемся:



Ведь на самом деле именно река Варзуга считается границей Терского берега, а всё, что я здесь показал - это ещё Кандалакшский берег. По другой версии, границей является Умба. Как бы то ни было, там дальше нет дорог и транспорта, туда непросто переправить джип, у водителей расценки там - 350 рублей за километр. Фактически, тамошние сёла достижимы лишь с моря, и их названия звучат удивительно - Чаваньга, Тетрино, Чапома, Никодимский Маяк, Пялица... В те сёла можно раз в месяц дойти из Мурманска на теплоходе "Клавдия Еланская" (день и две ночи пути), да иногда летает самолёт. Ну, или подружиться с местными и добраться с оказией - но это не сделать наскоком. Однако я понял, что очень-очень хочу туда, и думаю - когда-нибудь вернусь.



Во второй приезд я хотел заскочить в Варзугу ненадолго, найти там машину до Кузомени, из Кузомени как-нибудь выбраться на тракт, и далее на попутках куда успею. В итоге я не попал на Кузомень и на мыс Корабль с его аметистами, а в Варзуге кантовался до вечера. Мог и пораньше уехать с тем же грузовиком, но почему-то передумал. Мне обещали, что батюшка приедет часов в 7 вечера, машина сразу пойдёт назад, и водитель Боря сделает для меня пару остановок. В итоге батюшка вернулся далеко за полночь. Но задержался я тут отнюдь не по ошибке, а просто мне очень здесь понравилось и не хотелось уезжать. Так все 8 часов я и курсировал между погостом, про обитателей которого уже рассказывал, и палаточным лагерем, который в тот же день разбила группа МАРХи. Люди очень приятные - и преподаватели (среди прочего нашли общего знакомого - [livejournal.com profile] av4 ), и студентки-первокурсницы, которым тут предстояло прожить две недели. Очень странно было видеть совершенно московские лица в северном пейзаже. Мне кажется, хоть кто-нибудь из них, вернувшись в Москву, будет видеть мир немножечко иначе.



На этом и закончу рассказ о путешествии вокруг Белого моря, которое я за 9 дней увидел с трёх сторон - с юга (Архангельск, Онега), запада (Беломорск, Кандалакша) и севера (Терский берег). Но не о путешествии вообще - потому что дальше мой путь лежал к Баренцеву морю.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая.
Никель.
Печенга и окрестности.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Date: 2011-07-24 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] fesma94.livejournal.com
И сразу извиняюсь за размер поста (c)

Пожалуйста не извиняйтесь,ваши посты читаются на одном дыхании!

Date: 2011-07-24 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Ну, просто как-то привык считать, что больше 40 фото - затянуто.

Date: 2015-01-18 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] trawellers.livejournal.com
Как-то тоже не заметил - величины поста.

Date: 2011-07-24 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Интереснейшее место, спасибо!

Date: 2011-07-24 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] shift333.livejournal.com
обалденно

Date: 2011-07-24 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Про самое старое здание за полярным кругом оказался нетривиальный вопрос, на который я полный ответ не смог найти. Но в любом случае церковь в Тронденесе http://en.wikipedia.org/wiki/Trondenes_Church 15-го века и севернее Варзуги. (Утверждается, что это самая старая каменная церковь за Полярным кругом, но как это проверить, я не знаю.). Это если мы говорим о целых зданиях - руин достаточно, например, в Гренландии. В России, вроде, действительно, после того, как сожгли церковь в Борисоглебском в 1940 году, я конкурентов у Варзуги не вижу.

Date: 2011-07-24 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, действительно интересно.
А что за руины построек в Гренландии? Мне просто в принципе интересна архитектура островов Северной Атлантики.

Date: 2011-07-24 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Я сейчас посмотрел более подробно и не уверен, что был прав. В Гренландии остались многочисленные руины поселений викингов, кажется, до сих пор найдено несколько сот. Все они, естественно, старше 15 века, так как после 1500 года никаких сведений о европейском населении Гренландии нет. Две недели назад в Боргарнесе я видел карту, на которой отмечены все эти поселения, но в интернете найти такую карту не могу. Вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Greenland , например, по карте получается, что все поселения были южнее Полярного круга, а в Боргарнесе я не догадался посмотреть, где у них на карте было самое северное. Так что я не могу с уверенностью утверждать, что самые северные руины Викингов за Полярным кругом.

В Исландии много руин викингов, но весь основной остров лежит южнее Полярного круга (хотя его самая северная точка всего километрах в 20 южнее). В общем, нужно какие-то книги искать и по ним уже точно смотреть. Самое новое современное здание Исландии построено в конце 18 века, ничего более нового не сохранилось.

Date: 2011-07-24 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Кстати, подумал - руины вроде в Пустозёрске ещё, он точно севернее.

Date: 2011-07-24 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Очень красивые фотографии, действительно что-то необычное в воздухе. Очень кинематографичное место - здесь бы фильмы снимать.
(deleted comment)

Date: 2011-07-24 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Правильно понимаете :)
Edited Date: 2011-07-24 08:53 pm (UTC)

Date: 2011-07-24 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tb-o-ntb.livejournal.com
какой чудесный рассказ! спасибо Вам большое!

Date: 2011-07-24 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Место действительно очень нетривиальное. Интересно было взглянуть.

Date: 2011-07-24 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] qzzz.livejournal.com
какой же Вы счастливый!)))

Date: 2011-07-24 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] alexei-sf.livejournal.com
Хорошо!

Date: 2011-07-25 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chronograph.livejournal.com
Интересные места, хороший обзор!

Date: 2011-08-15 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] astillen.livejournal.com
Спасибо за этот пост!
у меня вопрос: там есть где остановиться на ночь - гостиница или дом для паломников?
И еще, какая дорога? в раздумьях: реально ли из Питера на выходных доехать на машине, да еще успеть на литургию.

Date: 2011-09-30 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] kdimitry.livejournal.com
В Петропавловской церкви отец Митрофан по субботам служит!

Date: 2012-10-07 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] Кристина Коновалова (from livejournal.com)
Варандей, факты у вас недостаточно верны...и взгляд конечно тоже еще не понявший Варзугу....чтобы её понять,нужно прожить как минимум неделю...я живу там 19 лет уже,и то еще не доконца осмыслила это село...и не скажу,что Успенская церковь маленькая. 34 метра по-моему,что нормально...и почему вы всегда в своей статье церкви погостом называете??

Date: 2013-04-09 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] wedun26.livejournal.com
Спасибо, очень интересно

Date: 2013-04-29 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Курепин (from livejournal.com)
Мы были на Терском берегу в августе 2012. Неделю жили с внуками на турбазе Лодочный ручей (рядом с мысом Корабль). На день вырвались в село Варзуга. Пробежались по левому берегу. Были у пямятного креста. Из текста надписи на кресте, да и из литературы известно, что первое упоминание в летописях о Варзуге относится к 1419 году, когда норманы разграбили и сожгли крепость на вершине холма, где стоит крест. Значит у селения Варзуга возраст еще больше. Но если считать первое упоминание о селе за дату его рождения, то скоро не слабый юбилей - 600 лет.

Date: 2015-01-18 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] trawellers.livejournal.com
Да уезжать из тех мест совсем не хочется, вот был там года 4 назад, а до сих пор вспоминаю - очень часто (как минимум всегда - когда беру красную рыбу в магазине, а бутерброды я люблю.)

Date: 2015-01-20 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] portsel.livejournal.com
Спасибо!
Сейчас наткнулся на этот пост, действительно читается на одном дыхании.

К слову, отец Митрофан теперь епископ Североморский.

Date: 2016-03-26 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] kukka-kivella.livejournal.com
Спасибо за рассказ! Интересно!
А не расскажете поподробней как добраться?

Profile

varandej: (Default)
varandej

June 2017

S M T W T F S
     123
456 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 2930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 10:46 am
Powered by Dreamwidth Studios