varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В прошлой части рассказа о столице Мангышлака мы гуляли по берегу Каспийского моря. Но сущность Актау определяет в первую очередь пустыня: имея огромный опыт строительства городов на Крайнем Севере, гораздо реже СССР строил города там, где в дефиците тень и пресная вода, и в общем каждый такой город был до некоторой степени экспериментом. Как результат, построенный в 1960-е годы с чистого листа для добычи урановых руд, бывший Шевченко получился одним из самых необычных городов Советского Союза - планировкой, архитектурой и многими нюансами жизни вроде питьевой воды из опреснителей.

Точной отсчёта истории Актау можно считать 1948 год, когда на Меловом мысу появился небольшой маяк, "преемника" которого на крыше многоэтажки я показывал в прошлой части. Но как и в царские времена, современная жизнь на Мангышлаке тогда не очень-то проникала дальше побережий Каспийского моря, а пустыня была освоена немногим лучше, чем тундры Таймыра. Всё начало меняться в 1957 году, когда геологическая партия Анатолия Кореневского приступила к поискам урановой руды на дне впадины Карагие. В докладе Хрущову, по местной легенде, он сказал: "Мангышлак - это спящая красавица, которую нужно разбудить!": хотя первая геологическая экспедиция с участием Тараса Шевченко вышла из Александровского форта ровно сотней лет ранее, до Кореневского здесь находили лишь малополезные выходы бурых углей, теперь же стало ясно, что на Мангышлаке есть нефть, уран и редкоземельные металлы. Ещё некоторое время чиновники и инженеры решали, что же строить - Гурьев-20 (Мангышлак входил тогда в Гурьевскую область с центром в нынешнем Атырау) или Махачкалу-40 (то есть всё, кроме первичной добычи руды, делать на той стороне Каспийского моря), и в итоге победил первый вариант. В 1958 году на Меловой мыс прибыла первая автоколонна строителей, с помощью местных чабанов появились первые саманные полуземлянки, а в 1959 году у Мелового мыса была затоплена старая баржа "Норма", превратившись в причал - материалы строящегося города теперь подвозили морем. Гурьев-20 стал ПГТ Актаусским ("Белогорским") - в отличие от Атырау-Гурьева, его казахского название было хоть и недолго - но изначальным. В 1960 году началось строительство железной дороги в Макат, а на строительство Актау стали завозить заключённых - рук требовалось всё больше и больше. В конце 1963 года посёлок уже разросся до города Актау, а полгода спустя, в 1964, был переименован в Шевченко к 150-летию украинского поэта, на Мангышлаке отбывавшего службу-ссылку в 1850-57 годах. В 1967 году на станцию Мангышлак прибыл первый поезд, а в 1973 году город Шевченко сделался центром Мангышлаской области. В 1991 область стала на казахский манер Мангистауской, а городу вернулось название Актау, и в отличие от многих других названий постсоветской Средней Азии - сходу прижилось: о том, что когда-то Белый город у синего моря назывался в честь поэта из чужой страны, здесь теперь вспоминают немногие.

2.


Нынешний Актау - самый молодой город среди постсоветских облцентров, но на мой взгляд - это один из интереснейших городов Казахстана. Если умение построить дом так, чтобы в нём не замёрзнуть, у русского человека кажется в крови, то вот умение построить дом, чтоб в нём не спечься - уже опыт, и потому Средняя Азия очень богата на необычную советскую архитектуру, будь то Жилгородок в Атырау, с которого эти эксперименты начинались, столичные Ташкент и Душанбе или индустриальный Навои на другом краю пустыни. О том, сколько в Актау микрорайонов, я видел разные сведения - от 29 до 36, но все сходятся в том, что между 18-м и 21-м в нумерации есть разрыв. Сама нумерация примерно (плюс-минус одна-две позиции) совпадает с хронологией строительства, и каждый микрорайон по изначальной задумке был замкнутой системой на несколько тысяч жителей - со школой, поликлиникой, парой-тройкой детсадов и магазинов. В принципе такое деление встречается во многих городах той эпохи, будь то северный Надым или послеядерный Славутич, но в Актау доведена до абсолюта: когда называешь место, здесь уточняют не "какая улица?" или "где это?", а - "какой это микрорайон?". Многие улицы в Актау вообще не имеют названий, а почтовые адреса похожи на номера телефонов: 08-15-64 будет значить 64-ю квартиру 15-го дома в 8 микрорайоне. Ну а сами дома... многое в архитектуре Актау весьма необычно:

3.


Например, "галерейные дома" с длинными лоджиями вместо коридоров, на которые окна квартир выходят как на прогулочные палубы судов. Такие я видел, конечно, не только здесь, а в том же Навои и даже где-то в Крыму, но в Актау галерейниками застроены целые микрорайоны, и это безусловно один из его символов, как в Питере дома-корабли:

4.


Но раз у домов нет коридоров и лестничных клеток - значит, в них нет и подъездов, и лифты спускаются прямо на улицу:

5.


Лифты в Актау, кстати говоря, платные, причём Казахстан не был бы Казахстаном, если бы в их валидаторы просто кидали монету - нет, оплата специальной карточкой, у которой есть свой баланс! Цена, если мне не изменяет память, что вроде 5 рублей вверх и 2,5 рублей вниз (конечно, в тенге). Меня же "подвёз" местный дядька, похожий на азербайджанца.

5а.


А лестницы галерейных домов - в самых настоящих лестничных башнях. Но совсем не уверен, что это правильное решение в местном климате: если летом ветер создаёт в каменных стенах приятную прохладу, то зимой, рискну предположить, эти лестницы покрываются льдом:

6.


Ещё немного образцов местной архитектуры. Такого разнообразия серий и проектов, как в Навои, в Актау нет, и это однообразие здесь скорее минус - с непривычки ориентацию в городе теряешь очень быстро, как в лесу:

7.


8.


9.


Резко выделяется разве что Дом с маяком в 4-м микрорайоне - это в нём сфотографированы лифт и лестница, а подробнее я рассказывал об этом без преувеличения символе города в прошлой части. Во дворе рядом с ним - такое вот сооружение, о назначении которого я могу только догадываться - крытая детская площадка, или терминал автобуса на завод, работникам которого здесь давали квартиры?

10.


Один из обязательных элементов микрорайонной "начинки" - конечно же, детские сады. Вот например в 7-м микрорайоне детский сад с юртой:

11.


Так устроена в Актау среда. А теперь пройдёмся по городскому центру. Мы ночевали в гостинице "Три дельфина" в микрорайоне №9, а нумерация микрорайонов возрастает здесь с юга на север. 7-й и 9-й микрорайоны разделяет Аллея Победы, и в прошлой части я уже показывал Миг-21 на постаменте, "открывающий" её со стороны моря. Вид из дворов 7-го микрорайона, а стеклянный фасад отеля "Ренессанс" - уже в 9-м. Истребитель появился видимо вместе с самой аллеей - установлен здесь в 1981 году:

12.


Выше - памятник афганцам в виде свёрнутого знамени, поставленный в 2005 году:

13.


А сверху замыкает Аллею собственно Вечный огонь под весьма впечатляющим памятником, который я бы назвал Юрта Победителей (1985):

14.


Великой Отечественной город Шевченко, конечно, уже не застал - но в области люди всё-таки жили, и среди воинственных адаевцев конечно же нашлись и свои герои. Ближе к Юрте - барельефы тыла и фронта. Вид вниз по Аллее, на взлетающий над морем самолёт:

15.


Сама Юрта - лишь пять стел с аллегориями военных лет. На монументе определённо ощущается печать "нового мышления" - согласитесь, есть в этих скульптурах что-то церковное:

16.


Через улицу от Юрты, в 8-м микрорайоне - Мангистауский музыкально-драматический театр имени Нурмухана Жантурина, построенный, если я не ошибаюсь, "с нуля" в 2003 году - до того молодой город довольствовался только ДК. Вроде бы и этот театр хотят переселить на 4-й микрорайон, а это здание передать филармонии. Зелень за театром же - ни что иное, как местный Ботанический сад, созданный в 1971 году для экспериментов по аклиматизации растений: как сетовали в те годы люди, приехавшие в Шевченко за "длинным рублём" и романтикой неосвоенных земель, "с собой привести можно что угодно - но только не тень": сам по себе на Мангышлаке не растёт даже саксаул. Растительность в Актау действительно скудна, как где-нибудь на Крайнем Севере, и хотя там деревьям не хватает тепла, а тут не хватает воды, результат - один и тот же...

17.


Сама же улица, на которой стоят Юрта и театр - одна из немногих, имеющих название, и название это - ни много ни мало Проспект Первого Президента Республики Казахстан! В Актау она безусловно главная, и именно от неё спускаются к морю бульвары. Вид на север, по левую руку отсюда пара кварталов до краеведческого музея, говорят неплохого, но я туда не попадал просто по времени.

18.


Ближе к центру, во 2-м микрорайоне - общежития, у старожилов-шевченковцев известные как Три Богатыря, и вычурный стеклянный офис "МангистауМунайГаза" ("мунай" - это "нефть"):

19.


Напротив них через проспект - увенчанный голубым куполом торговый центр "Казахстан", по сути дела универмаг, центральный в Актау узел в меру цивилизованной торговли. Архитектура вроде и типичная для эпохи независимости... но старожилам он известен как ШУМ - Шевченковский универсальный магазин, открывшийся в 1983 году. Здание реально огромное - диаметр купола 36 метров, по фасаду - порядка 150 метров, и с парадной стороны я просто не нашёл точки, откуда охватил бы его целиком, поэтому вот вид с задворков. Купол же я хотел увидеть изнутри, но увы - пришёл к ШУМу до его открытия:

20.


По соседству с ним - Дом-змейка, в нём 180 метров без учёта поворотов. Обратите внимание на обильный новострой внизу - на самом деле он здесь сродни стеклопакетам в северных избах и остеклённых балконов на ампирных особнячках. Многие дома в старом Актау строились на "ножках" (остатки таковых видны у многоэтажки с кадра №2), образуя под собой спасительную тень и охлаждающую тягу, и вот в эти-то подбрюшья и понатыкали всяческих магазинов, парикмахерских да пивнушек, заметнов поубавив в городском пейзаже изначальных строгости и совершенства:

21.


А между "МангистауМунайГазом" и Тремя богатырями, ШУМом и Змейкой к морю спускается бульвар Шевченко - если не главный, то старейший городской променад. У его начала - скромный обелиск Виктору Захарову, первому шевченковскому градоначальнику (то есть 1-му секретарю горкому партии) в 1964-71 годах, которому Актау по сути и обязан своим обликом и устройством. У надписи "Шевченко" история тоже весьма колоритна: "Эта стела с названием города, которое он носил в период с 1964 по 1991 год была установлена вдоль дороги, ведущий в аэропорт. Сейчас это район мечети Бекет-Ата. Перенесена в начале двухтысячных годов в сквер 4 микрорайона как память о первостроителях Мангышлака" (что странно - именно Мангышлака, а не Мангистау!) - гласит синяя табличка на её ограде. А на заднем плане расписная с фасада украинская корчма...

22.


И сам Кобзарь задумчиво сидит неподалёку. Тарас Шевченко, как известно, обладатель самого большого количества памятников среди всех мировых деятелей культуры (более 1400), а среди исторических личностей, думается, второй после вездесущего Ленина. И при всём том, как ни странно, города Шевченко на Украине нет - есть областные центры Ивано-Франковск (с 1962 года), Хмельницкий (с 1954 года), Кропивницкий (с 2016), а вот Тарас Григорьевич довольствуется лишь упоминания в составных названиях типа Корсуни-Шевченковской да всякой мелочью уровня сёл и ПГТ. С карты своей страны казахи стёрли его недрогнувшей рукой, как и множество русских названий вроде того же Гурьева. А украинцев в бывшем городе имени Кобзаря - менее 2% населения, после казахов, русских и азербайджанцев. И тем не менее в конце бульвара глядит на море почти канонинческий памятник Тарасу Шевченко (1982), в обиходе - Тарасик:

23.


Если спуститься от Тарасика к морю и пройти чуть налево - будет та самая пещера, что я показывал в прошлой части. Но теперь пойдём дальше поверху, и сразу за ШУМом проспект Первого Президента приводит на относительно небольшую главную площадь. Слева - акимат, явно ещё 1960-х годов, изначально смотревшийся наверное как Красный чум среди бараков Нарьян-Мара, а по соседству с ним - Дворец культуры имения Абая (1974) с неожиданно приятной кирпичной текстурой:

24.


И новый символ города у моря, видимо на месте Ильича - романтического вида Каравелла (2003):

25.


На кадре с общим видом площади заметна тень от арки. Здесь к бухте под защитой Мелового мыса спускается Приморский парк, разбитый при строительстве города. Как я понимаю, в 1990-х его подзапустили да подвырубили (поправьте, если ошибаюсь - это не сознательное враньё), а сейчас пытаются оживлять. И посмотрите, какой заботы здесь требует каждое дерево:

26.


В глубине парка - странный обелиск с надписью "Батыс" ("Запад") на каждой грани. На самом деле это памятник пограничникам:

27.


А на углу парка - ещё одна "святая святых", невзрачного вида управление Прикаспийского горно-металлургического комбината. Как уже говорилось, официально Шевченко строился как город нефтяников, но истинной его специализацией замышлялся уран. Надо заметить, на нынешний Казахстан приходится 40% мировой добычи радиоактивного металла, и растёт она здесь с огромной скоростью - но больше на юго-востоке страны. Я уже показывал в своём журнале первые советские урановые рудники в киргизском Майли-Сае, таджикистанский Чкаловск, где обогащалась их руда, и даже затерянный в узбекистанской пустыне Учкудук, освоение которого вывело советский ядерный проект на совершенно новый уровень. Так что освоение урановых рудников Мангышлака для СССР не было прорывом - и всё же залежи здесь были богатые, на небольшой глубине, и вдобавок с таким низким содержанием урана в породе, что добывать его можно было открытым способом без особого вреда для окружающей среды. Достопримечательностью окрестностей Актау являются урановые карьеры, в том числе крупнейший в мире урановый карьер №3 почти 300-метровой глубины, и отравленное озеро-хвостохранилище Кашкар-Ата. Однако даже важнее самого урана здесь оказались редкие металлы, в первую очередь скандий - ключевой элемент многих сплавов, используемых в высокотхенологичной промышленности и оборонке, всё мировое производство которого укладывается в 10 тонн в год. СССР был с большим отрывом крупнейшим производителем скандия в мире, Россия, Казахстан и Украина по-прежнему в лидерах, и именно скандий был (а может и остаётся) главной продукцией ПГМК.

28.


Сама же местность за Приморским парком - это разделённый улицей Строителей 1-й (ниже) и 3-й (выше) микрорайоны, с которых и начинался Актау. По самой улице Строителей тянется удивительно густая зелёная аллея:

29.


В 1-м микрорайоне более всего известен старожилам кинотеатр "Дружба", но мне запомнилась вот эта современная роспись в процессе нанесения:

30.


А на обртной стороне 3-го микрайона - старейшие дома города, построенные ещё даже не в Шевченко, даже не в прошлом Актау, а в ПГТ Актаусском в 1959 году, когда Министр среднего машиностроения Ефим Славский посетил стройку и распорядился обеспечить поселенцев капитальным жильём. Так что и старейший микрорайон Актау - не 1-й, а именно 3-й, и с этих засыпнух начинался город:

31.


На дальней от центра его стороне можно увидеть тпловоз ТГК на постаменте - такие строились в 1958-62 годах в Калуге, и хотя рассчитаны они на стандартные 1520мм, их легко принять за узкоколейные:

32.


За ним - железнодорожная станция Актау. Но не стоит искать здесь вокзал, и поезда отсюда ходили лишь в 1960-70-х годах, развозя рабочих из микрорайонов на заводы:

33.


Да и в расписаниях не стоит искать ни Актау, ни Шевченко - местная железнодорожная станция Мангистау (или Мангышлак) находится километров за 20 от центра города, в промышленном ПГТ-спутнике Мангистау (21 тыс. жителей). Вокзал там маленький, но интересный своими копиями адаевских петроглифов на фасаде. С него есть поезда до Бейнеу (ночь пути), Атырау (с прицепным вагоном в Астрахань), Астаны и Алма-Аты, и все за исключением первого в пути больше суток. В Алма-Ате мангышлакский поезд традиционно считается самым "пролетарским" - грязным, неуютным и дешёвым.
Сам я на той станции не был, ведь путешествовали мы на джипе, поэтому вот фото из википедии:

33а.


И вдыхая чистый морской ветер, гуляющий среди микрорайонов Актау, ни за что не вспомнишь о том, что этот город - тот ещё индустриальный гигант, и промзона, продолжающаяся с юга и востока в пустыню, по размерам изрядно превосходит его жилую часть. Она неплохо видна со скал Мелового мыса, и большая её часть - различные химические заводы, работающие на сопуствующих урану глинах:

34.


Но самым примечталеьным её элементом был, конечно же, МАЭК - Мангистаусский атомно-энергетический комбинат, пущенный в 1972-73 годах. Основу его составляла единственная в Казахстане Шевченковская АЭС с БН-350 - первым в мире промышленным реактором на быстрых нейтронах. А следующим звеном комбината были "самовары" - так шевченковцы называли установки по опреснению морской воды. Как уже говорилось, город строился в реально безводной пустыни, и даже будь рядом какие-нибудь колодцы - они бы не смогли напоить десятки тысяч человек. Шевченко стал чуть ли не первым городом мира, получавшим из опреснительных установок 100% водоснабжения (а что здесь пили, чем мылись и чем поливали цветы до 1973 года - кстати говоря, нигде вроде бы не написано!), и говорят, в зарубежной прессе слыл тогда городом будущем - потому что будущее Человечества в тот индустриальный век рисовалось мрачным, с пересохшими реками, растаявшими ледниками и отравленными океанами.

35а.


АЭС была остановлена в 1999 году, на её охладительном канале теперь отдыхают транзитом на юг розовые фламинго из дельты Волги, но её на замены были построены две ТЭЦ. На смену "самоварам" пришли новые израильские опреснители, по-прежнему дающие городу 100% воды. Вода в Актау, надо заметить, как вода, если не знать о её происхождении - то и не заподозришь ничего. Законсервированная АЭС и колбы опреснителей неплохо просматриваются всё с того же Мелового мыса:

35.


...Большую часть информации об Актау я брал отсюда, отсюда или отсюда - математически правильный город в интернете представлен не столько печальными эмоциями уехавших старожилов, сколько вполне конкретными статьями по его истории, персоналиям и нюансам. Напоследок - кратко расскажу о микрорайонах подальше от моря, стоящих на весьма ощутимом склоне:

36.


Они строились позже, озеленялись не так последовательно, да и просто в них уже заметнее дыхание пустыни. Здесь больше пустырей и пыли, скуднее растительность, да я и попал сюда не прохладным утром, а когда Белое солнце пустыни было уже высоко. В общем, Верхний Актау производит гораздо более "азиатское" впечатление, чем его приморская часть:

37.


Здесь есть большой и грязный базар с центральным корпусом в виде юрты:

37а.


Близ автомойки не помню уже точно где нам попалась странная башенка, словно оставшаяся от русской крепости царских времён - но крепости здесь точно не было и не могло быть.

38.


А самые примечательные объекты Верхних микророайонов - это храмы. Огромная мечеть Бекет-Ата стоит между 11-м, 12-м, 26-м и 27-м микрорайонами:

39.


А посвещение её главному святому адаевцев вполне закономерно, это как бы городская "проекция" мечети Бекет-Ата с чинка Огланды:

40.


Ещё выше, в микрорайоне 29-а, представляющем собой облепившие старое кладбище промзоны, есть Благовещенская церковь (1996-2000), довольно симпатичная по архитектуре и как и большинство церквей Средней Азии - очень тёплая по атмосфере. Так, при мне русская старушка подходила к прихожанам и спрашивала, кто мог бы её на своей машине домой отвезти.

41.


Какую часть Актау я совсем не видел - это приморские микрорайоны севернее центра, в которых можно найти офис единственного казахстанского порта, ЗАГС в виде юрты или мемориальный маяк на набережной под 14-м микрорайоном. Ещё дальше начинается дорога на Форт-Шевченко, и кое-что интересное есть вдоль неё и в окрестностях города. Ближайший очаг "догородской" жизни - это огромнейший казахский некрополь Кашкар-Ата ("Отец Овец"), указывающий на то, что и до маяка на Меловом мысу было важное кочевье адайцев. Его центр - едва ли не последний на Мангышлаке настоящий койтас ("овцекамень"), по сути дела скульптура барана (вот нонсенс для исламского мира!) на могиле чабана, скорее всего и давшая название некрополю - впоследствии койтасы эволюционировали в нечто более похожее на каменные сундуки. А где-то в дальней части Кашкар-Аты есть загадочный "мавзолей Дуни", к которому так и просится легенда о русской то ли дочери купца, то ли вдове младого офицера, унесённой в степь бесстрашным джигитом.

42.


Или вот одинокий мавзолей Темир (1890-е) у дороги в Форт-Шевченко:

42а.


Есть здесь и геоглифы, но вместо древних аранов - советская звезда, более похожая на пентаграмму:

42б.


Километрах в 20 от города Иван по рации со своего джипа обратил наше внимание на корпуса в степи. По его словам, здесь в 1980-х годах начанали строить нефтеперерабатывающий завод, который мог бы стать четвёртым в Казахстане (помимо Атырау, Павлодара и Чимкента), да помешала Перестройка. Вернуться к этой идее казахстанские власти намеревались не раз, и если этот завод будет работать - водоснабжение Актау превратится в замкнутую систему: местная нефть - местный мазут - ТЭЦ - опреснители...

43.


А во дворах Актау нередко видишь тюнингованные джипы, причём иногда - с наклейками. Как в Крыму среди туристов не такая уж редкость люди из Симферополя или Севастополя, так и на просторах Мангистау мы не раз встречали в основном русских жителей областного центра на внедорожниках. Вот этот джип обнаружился на базарчике в неприметном дворе, и как и мы (вернее, решившие ехать с нами на Жигылган местные джиперы Иван и Ирина), скорее всего его хозяин приехал сюда за мясом, чтобы сделать шашлык у степного костра.

44.


Так что покинем этот оазис и продолжим путь. Но помимо Актау и мрачного Жанаозена, есть на Мангышлаке и третий город - маленький старинный Форт-Шевченко. О нём - в следующей части.

МАНГЫШЛАК-2017
Обзор поездки от меня (пассажира) и оглавление серии.
Обзор поездки от Ольги blaue_igel (водителя).
Доездка
Русские дороги до Казахстана. "Каспий" и "Урал".
Уральск - Атырау. День Победы и козлодрание.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Самарская сторона.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Бухарская сторона.
Степные дороги. Индер, Доссор, Кульсары, Бейнеу.
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Природа полуострова и наследие адайцев.
Мечети Бекет-Ата. Старый Бейнеу и Огланды.
Босжира. Казахская Аризона.
Сенек и Шопан-Ата.
Жанаозен (Новый Узень) и впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко. Каспийское море.
Актау, бывший Шевченко. Белый город в пустыне.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Адайские святыни. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.

Date: 2017-06-25 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
До 1973 года воду не по железной дороге ли привозили? А так город по-своему красивый, даже с определённым драйвом.

Date: 2017-06-26 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот мне это тоже интересно. Может, танкерами?

Date: 2017-06-26 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] doctordrul.livejournal.com
Ну да
Прям сидим не дождемся, когда Аэрофлот или какая нибудь Люфтганза откроет прямые рейсы туда
В песочницу

Date: 2017-06-26 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] kontiger.livejournal.com
Так Аэрофлот с 2016 года регулярно летает в Актау. Ночной рейс SU1954 по средам, пятницам и воскресеньям.

Date: 2017-06-26 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] megakhuimyak.livejournal.com
израильские опреснители там сейчас

Date: 2017-06-26 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил.

Date: 2017-06-26 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Райков (from livejournal.com)
1) Деревья местами идиотски обпиливают, натурально как нынешние узбекские «благоустроители» (особенно кадр 30). Неужели уж в ТАКОЙ пустыне непонятно, что голая вертикальная палка и тени не даёт, и пыльный ветер не задерживает (даже если смотреть на дерево чисто утилитарно).

2) Номерные микрорайоны как основа топонимики города, взамен названий улиц - это, по-моему, специфика всех среднеазиатских промгородов, навскидку из исхоженного: Навои, Зеравшан, Чирчик, Алмалык, Ангрен (вот про Бекабад не скажу, потому что блуждал там между непосредственно промзоной и окраинными махаллями, и в Ахангаране не рефлексировал). Причём это постоянная проблема для гостя города - ну как сориентироваться с нужной маршруткой, если на табличках у них не базар, не мазар, не вокзал, а «8-й микрорайон - 2-й микрорайон»?! Я со временем наловчился заранее спрашивать о нужных маршрутах у водителей коллективных такси, ну и народный OpenStreetMap здесь хорошо выручает. Хотя до «номеров телефонов» в Узбекистане всё же не дошли.

3) А где ты карточку на лифт прикупил, чтобы пользоваться и фотать?

4) Это кто же в 1970-е годы столь мрачно видел будущее, кроме предостерегающих антиутопий? Техногенным - да, но экологическое мышление тогда тоже вполне набрало силу.

5) А почему АЭС остановили?

6) Интересно, что по-узбекски «Кучкар» - это именно «козёл», а не баран. По-казахски просто «баран» похож на узбекский («кой»/ «куй»), но «кошкар» - это «баран-производитель».

7) Геоглиф в виде столь правильной звезды Советы и нарисовали?

Date: 2017-06-26 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
1. Тоже на это обратил внимание, причём ведь для Казахстана такое не сказать чтоб характерно.
2. Да и не только для Средней Азии, это общее поветрие 1960-80-х годов. Такого много и на северах, например.
3. Меня местный "подвёз".
4. Потому и развивалось, что видели риск такой перспективы.
5. Точно не знаю. Могут быть как технические (окончания срока эксплуатации), так и политические (как с Игналиной, например, было) причины.
7. Вроде да, хотя точной информации я не нашёл.

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-06-26 09:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-06-26 09:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Антон Уманский - Date: 2017-06-26 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irrradem.livejournal.com - Date: 2017-06-27 01:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] les-utrom.livejournal.com - Date: 2017-06-27 12:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] microtigra.livejournal.com

1. непонятно, как поступают в случае, если в лифте едут несколько пассажиров одновременно. наличкой расчитываются или взаимозачётами?
2. как-то дико иметь свой уран и не использовать его энергию. страшно представить, сколько нефти уходит на опреснение воды в таких масштабах.

Date: 2017-06-26 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Уран же не в чистом виде в реактор кидают, а сделать из него ядерное топливо - технология, которой владеют очень немногие страны.

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 07:19 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com
Поправьте - реактор БН-350. И это не первый в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах.

Date: 2017-06-26 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Опечатался на ночь глядя :( Исправил.
А какой первый?

(no subject)

From: [identity profile] trocepins.livejournal.com - Date: 2017-06-26 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 07:29 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
А Форт-Шевченко название сохранил? Для памяти о ссыльном этого вполне достаточно кмк.

Вообще городской пейзаж страшноватый (для нас север еще туда-сюда, а вот юг совсем угнетающ).

Date: 2017-06-26 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
"Каравеллу" предлагаю считать памятником эпическому плаванию "Фредерика" - первого корабля западноевропейского типа, который вошел в воды Каспия...

Date: 2017-06-26 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Точно! Совершенно вылетела из головы эта историческая деталь. Но то вроде было на западном берегу Каспия, в нынешнем Дагестане.

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-06-26 10:54 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] pan kowalski (from livejournal.com)
В Турции очень много памятников Ататюрку - его можно включить в рейтинг обладателей памятников :)

Date: 2017-06-26 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Точно! А в Китае, сколь я знаю - памятников Мао. Так что наверное да, не второй Тарас.

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-06-26 10:56 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] sceptikk.livejournal.com
грустно...
как и все прочее, переданное дикарям...просрали(

Date: 2017-06-26 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да ладно, где на этих фотках хоть один признак "дикарства"?

(no subject)

From: [identity profile] sceptikk.livejournal.com - Date: 2017-06-26 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-06-26 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sceptikk.livejournal.com - Date: 2017-06-26 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sceptikk.livejournal.com - Date: 2017-06-26 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 10:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sceptikk.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonovamaria.livejournal.com - Date: 2017-06-27 10:32 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
У меня была знакомая, жившая в Шевченко. В начале 90-х им, с матерью, пришлось бросить там квартиру, и уехать к родственникам в Подмосковье - после того, как к ним пришли местные казахи, и заявили - Ваша квартира нам нравится, мы теперь в ней будем жить...

Date: 2017-06-26 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com

Наверное, особенная какая то знакомая была, к ней пришли, а десяткам тысяч других русских постеснялись ))

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-06-26 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2017-06-26 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] les-utrom.livejournal.com - Date: 2017-06-27 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2017-06-27 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-06-26 11:37 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-26 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
Очень хороший и добротный пост. Природа природой, но вот такие вещи я куда больше люблю у тебя читать. Кстати дома на 7-8 фото смахивают на тот, в котором ты у меня ночевал в Балтийске. Возможно, их тоже строил стройбат какой-нибудь.

Date: 2017-06-26 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bu33er.livejournal.com
Занимательные какие дома панельные там... Про "галерейные" дома от тебя услышал тут впервые %)

Date: 2017-06-26 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
2 - ВНЕЗАПНО очень похоже на Антверпен :) Там довольно много домов "на ножках" 60х-70х годов. Забавно, что в Союзе "ножки" считались чем-то необычным и чуть не не экспериментальным, хотя их использование было одним из основных принципов Корбюзье.

Date: 2017-06-26 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sarmatskij.livejournal.com
Если бы не было человеческой самодеятельности (остекления балконов, всяких пристроек и пр.), облупленности и патриотичного пафоса, то был бы футуристический, даже красивый город в пустыне а ла Корбузье. Десятиэтжки на опорах - явное влияние Ле Корбюзье, что вообще не удивительно, в Советском Союзе им восхищались, некоторые его идеи перекочевали.
P.S. Вижу что и комментарием выше заметили влияния Ле Корбюзье, значит верно заметил.

Date: 2017-06-26 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] frantsouzov.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ!

Date: 2017-06-27 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] antonovamaria.livejournal.com
Как, в самом деле, грустно, горько и противно: русские построили прекрасный город в пустыне, а теперь они оттуда изгнаны и даже память о них методично истребляется. Горите в аду, ельцын и горбачев, с перестройкой вашей поганой!
Edited Date: 2017-06-27 10:33 am (UTC)

Date: 2017-06-27 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] yerlan sarsekeyev (from livejournal.com)
Правильно Кошкар-Ата, исправьте.

Date: 2017-06-29 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Михайлов (from livejournal.com)
Спасибо, прочитал с интересом.

Profile

varandej: (Default)
varandej

June 2017

S M T W T F S
     123
456 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 2930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 04:13 am
Powered by Dreamwidth Studios